Эти симпатичные зверьки перекроили национальный природный парк «Слобожанский» на свой вкус: построили множество плотин, вырыли каналы, создали пруды.

Сотрудники парка не в претензии: благодаря хвостатым «инженерам» в области вновь появились редкие и исчезающие виды животных и насекомых.

На этой неделе национальный природный парк «Слобожанский» отмечает пятилетие. Так совпало, что в праздничные дни зоологам станет известно количество одного из знаковых животных национального парка — бобров.

Пушистых обитателей водоемов губит жадность людей


Слобожанщина, как  и вся Украина – это исторический ареал обитания бобров, рассказывает начальник отдела науки НПП «Слобожанский» Антон Биатов. Эти толстощекие зверьки жили здесь, пока люди не стали охотиться за их мехом. Из-за человеческой алчности в начале ХХ столетия территория  области, как и вся Украина, практически лишилась бобров, но в 1970–1980-х годах численность грызунов взялись восстанавливать. Зверюшек выпускали в охотничьи хозяйства Луганской и Полтавской областей, постепенно они расселились и в Харьковской области. 

— 14 лет назад, когда расселение бобров только начиналось и их было очень мало, сотрудники ХНУ имени В. Н. Каразина проводили учет. В 2012 году, когда парк фактически начал работать, мы повторили процедуру – удалось насчитать около 13 семейных участков, — говорит Антон Биатов. — В этом году мы насчитали около 20 семей бобров, но это еще не окончательные результаты. Считать этих зверей очень сложно: они скрытные, находятся преимущественно под водой, поэтому мы ведем косвенный учет. Так как бобер на зиму запасает ветки, мы учитываем поголовье бобров по объему этих веток.

Зверьков считают не только для статистики


Рост поголовья бобров в области — хороший  знак. Их численность характеризует целостность экосистемы, объясняет специалист. Эти животные очень полезны: они сохраняют уникальные природные комплексы и создают условия жизни не только для себя, но для других, в том числе редких животных, которые стали вымирать в связи с уничтожением бобров.

Зубастые «инженеры» уже перекроили на свой лад и НПП «Слобожанский». Бобры нуждаются в воде. Из-за потепления множество лесных озер водоемов в области пересыхает, но хвостатые строители бросают климатическим процессам вызов: постоянно углубляют озера, на пересыхающих или маленьких ручейках строят плотины, образуя прудики и каналы, в которых в период засухи прячется рыба. Более того, они даже создали бобровое озеро, где теперь живет рыба и куда местные жители приходят порыбачить.

— Благодаря деятельности бобров в нашем парке появились цапли, редкие виды куликов, — делится Антон Биатов. — Бобры способствуют сохранению золотого карася – местного вида рыб, который вымирал из-за того, что поймы водоемов были трансформированы. Эти животные также создают условия жизни и для множества редких насекомых. Например, для жука-оленя, который стал исчезать, когда в лесных хозяйствах начали  изымать старую древесину. Когда бобры валят деревья, то создают условия для развития личинок этих насекомых.

У бобров есть чему поучиться


Они, как люди, живут семьями, но, в отличие от большинства человеческих семей, – однолюбы и до конца жизни хранят верность друг другу. Бобры не многодетны: как правило, у пары рождается один – максимум два бобренка, причем не каждый год. По данным Антона Биатова, в 20 бобровых семьях, зафиксированных учеными в Слобожанском национальном парке, пополнение было всего в двух семьях. Бобры очень заботливые родители: они ухаживают за детенышами, охраняют их, приносят еду, возятся с ними до двух лет, а некоторые семьи живут не только с детьми, но и с внуками.

— Люди могли бы поучиться у бобров рациональному использованию природных ресурсов, — считает специалист. – Кроме того, в отличие от людей, бобры не агрессивны и никогда не дерутся. Даже если какая-то особь заплывает на территорию другой семьи, к ней подплывают владельцы территории, они нюхают друг друга, объясняются и «гость» плывет дальше – искать другую территорию.

Подсчет бобров еще не завершились, но, по прогнозам Антона Петровича, в парке на территории более пяти тысяч гектаров живут около 50 бобров.

— Сейчас, на наш взгляд, бобров достаточно для этой территории. Они очень связаны с окружающей средой. Если видят, что на какой-то территории становится мало еды, отправляют детенышей на вольные хлеба – на другие территории. К сожалению, за пределами нашего парка выживают далеко не все. Враг бобров номер один – человек. За территорией парка мы нередко находим ловушки на бобров.