Волонтеров, помогающих украинским военным в зоне АТО, освободили от налогов на доходы физических лиц.

А чтобы предотвратить спекуляции и мошенничество  в сфере благотворительной деятельности, все общественные активисты вносятся в специальный реестр волонтеров антитеррористической операции, который начал действовать с 5 декабря.

«Это облегчит жизнь волонтерам»


Согласно  Закону «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно некоторых вопросов налогообложения благотворительной помощи», на время проведения антитеррористической операции предоставляемая на ее нужды благотворительная помощь освобождается от налога на доходы физических лиц.  

– Если физическое лицо зарегистрируется в реестре волонтеров, то средства, которые получает волонтер на банковские счета для оказания благотворительной помощи в пользу АТО, не будут включаться в общий месячный и годовой  налогооблагаемый доход плательщика налога на доходы физических лиц,  – объяснила руководитель пресс-службы ГУ Миндоходов в Харьковской области Яна Чуб. – Для включения в реестр активисту необходимо обратиться в  любой орган Государственной фискальной службы с заявлением, в котором, в частности, должны быть указаны категории физических лиц, которым оказывается благотворительная помощь, и дата начала осуществления деятельности как волонтера АТО (она не может быть ранее 21 ноября 2013 года и ранее даты открытия счетов, предназначенных для осуществления благотворительной деятельности). Процедура включения в реестр займет не более одного рабочего дня.

Реестр создается в электронной форме и размещается на официальном ресурсе ДФС Украины. Список волонтеров АТО пополняется каждые десять дней. В него вносятся: фамилия, имя и отчество волонтера, данные о физлицах, в пользу которых совершается благотворительная деятельность, реквизиты банковских счетов, наименование органа государственной фискальной службы по основному месту учета волонтера. Кроме того, в реестре указывается информация о датах: регистрации волонтера АТО, исключения из реестра,  начала волонтерской деятельности и  прекращения благотворительной деятельности.

–  Это облегчит жизнь волонтерам и позволит предотвратить мошенничество в благотворительной сфере, –  уверяют налоговики.   

Палка о двух концах


Сами волонтеры считают, что любое «огосударствление» общественной инициативы – палка о двух концах.

– Мы как благотворительная организация по своему статусу занимаемся благотворительной деятельностью, и нам, в принципе, не обязательно входить в список волонтеров, – говорит исполнительный директор БФ «Мир и порядок» Мария Никитюк. –  Но для физических лиц,  которые занимаются благотворительной деятельностью и получают деньги на нужды АТО на счет, это, конечно же, актуально: чтобы при подаче в налоговую декларации о доходах эти деньги не были засчитаны им в прибыль. Кроме того, если в будущем государство решит каким-то образом отметить людей, занимавшихся волонтерской деятельностью в АТО (идут разговоры о том, чтобы присваивать им статус участника боевых действий), то реестр волонтеров тоже пригодится. 

С другой стороны – сбор необходимых справок, ведение отчетности может усложнить  работу волонтеров.

– Думаю, что список необходимых документов можно было бы и сократить. Например,  данные о физлицах, в пользу которых совершается благотворительная деятельность, — это не всегда возможно сделать, – отмечает Мария. – На мой взгляд, реестр недоработан. 

«Это приведет к бумажной волоките»


Волонтер Яна Червоная, которая регулярно доставляет помощь бойцам в зону АТО,  регистрироваться в реестре волонтеров не спешит. 

– Если это делается на благо волонтеров – мы только за, – говорит девушка. –  Но все, что связано с налоговой и реестрами, честно говоря, пугает. Думаю, это приведет к бумажной волоките, которая отнимет уйму времени.

По словам Яны, для сбора средств бойцам АТО открыт специальный счет, однако львиную долю денег люди передают в руки волонтерам. 

– Говорят: купите мальчикам берцы, форму, еще что-то. Приносят деньги друзья, соседи, одноклассники. Один из них, кстати, прислал деньги на рацию из Канады, – рассказывает Яна. – Раньше мы вели ведомость, куда просили записываться благотворителей и указывать дату и передаваемые суммы.  Но в 80% случаях люди отказывались, мол, главное, чтобы ребята как можно скорее получили все необходимое. К тому же многие вещи для бойцов мы покупаем в стоках, секондах, на рынке. Там выдают чеки, выписанные от руки с датой и подписью, я их собираю, но достаточно ли это для налоговой? Как учитывать вещи, которые приносят люди? И где, скажите, найти время, чтобы заниматься бумажной волокитой? А для налоговой такую работу нужно вести очень точно. Волонтеров просто превратят в то же министерство снабжения, которое занимается только бумагами и которому, чтобы что-то выдать со склада, необходимо собрать массу подписей, завизировать у начальника, провести тендер на закупку и т. д.

Требование указать данные о физлицах, которым волонтер оказывает помощь, Яну вообще поставило в тупик.

– Я – волонтер «Айдара», у меня есть официальная справка от воинской части Это что же, мне всех 800 «айдаровцев» нужно поймать и указать их данные? – недоумевает она. –  Кроме того, по пути мы останавливаемся на каждом посту: «Мальчики, что вам нужно?». Одному – носки, другому – берцы. Я фотографирую это для отчета перед теми, кто дает мне деньги. Но как вести отчет для налоговой?