В Харьковском художественном музее открылась выставка карикатур на российских императоров и полководцев «Английская сатирическая графика конца ХVIII- начала ХIХ века».

— В собрании нашего музея английская карикатура представлена 115 листами, на выставке 70 графических листов из фондов музея, — рассказывает старший научный сотрудник Харьковского художественного музея Марина Филатова. – Работы созданы известными мастерами этого жанра: Джеймсом Гилреем, Исааком Крукшенко и его сыном Джорджем, Уильямом Эльмсом, Джоном Коузом, Уильямом Хитом. Английская карикатура интересна тем, что именно английские художники заложили основы жанра в его современном понимании и оказали влияние на всех европейских художников.



Сатирические листки представляли собой что-то вроде нынешней прессы. Карикатурные работы появлялись сразу же после какой-либо резонансной новости: они были оперативным и остроумным откликом художников на современные события, в том числе и внешнеполитические. Листки выходили каждый день тиражом от сотни до нескольких тысяч экземпляров. Десятки крупных лондонских гравировальных издательств работали круглосуточно, эстампы не только распространяли на Туманном Альбионе, но и экспортировали на континент.

– Карикатура была мощным политическим орудием страны: она не просто смешила, — она задевала, раздражала и влияла на общественное мнение, –  рассказывает Марина Филатова.



К слову, сатирические работы не поддавались цензуре, поэтому художники могли наслаждаться свободой творчества, изображать несимпатичных политических персонажей, как их креативной душеньке угодно и не опасаться судебных разбирательств.
Так получилось, что большинство листов из коллекции английских карикатур в нашем музее связаны с историей России.

— Это было сделано не специально, — говорит Марина Филатова. – Мы не знаем происхождения нашей коллекции, поскольку во время Великой Отечественной были утеряны инвентарные документы, но очевидно, что владелец коллекции собирал ее именно таким образом.

Представленные на выставке сатирические эстампы посвящены войне 1812–1814 годов России с Наполеоном: карикатуры на русского полководца Александра Суворова, Павла I, Екатерину II, Александра I и Николая I. Как это часто бывает с иностранными персонажами английских карикатур, рассказывает специалист, за каждым из них закреплялись одна-две неизменные характеристики. Таковы были законы жанра: герои карикатур должны легко узнаваться, а коллизии многих листов строились на заранее известных стереотипах. Например, главными чертами карикатурного образа Екатерины II стала неутолимая жажда власти и такой же безудержный разврат, а в образе Александра Суворова трепет перед непобедимостью могучего союзника смешивался с отвращением к его жестокости. Императора Павла I карикатуристы обычно представал в виде коронованного сумасшедшего. Но главным российским карикатурным персонажем был не монарх и полководец, а российский медведь – его весьма любили обыгрывать карикатуристы. Любопытно, что с ХVIII века до наших дней медведь остается главным символом России в европейской, а с ХХ века — и в мировой карикатуре.



— К сожалению, сейчас карикатуры в том понимании, которое вкладывали в нее англичане, у нас не существует, — говорит Марина Филатова. — Между тем это своеобразный барометр общественного мнения, увеличительное стекло нашей действительности. Карикатура позволяет не только выражать мнение о сегодняшнем дне, но и дает возможность посмеяться и выпустить пар.

Выставка английской карикатуры будет работать до конца января.