Прошедшие предновогодние выходные ознаменовались рядом акций протеста под Верховной Радой, в том числе и «факельным» митингом, активисты которого требовали решить проблему валютных кредитов в связи с катастрофическим ростом доллара США.

Еще в мае 2014 года, когда курс доллара США превысил 10 грн./дол. и стало понятно, что в ближайшее время гривна упадет еще сильнее, владельцы валютных кредитов, вдохновившись предвыборными обещаниями Петра Порошенко о пересчете валютных кредитов в гривну по фиксированному курсу, объединились в общественную организацию «Кредитный майдан» и с тех пор каждую неделю проводят митинги и акции.

Растущее социальное напряжение вынудило правительство и Национальный банк искать выход из сложившейся ситуации, которым стал Меморандум относительно урегулирования вопроса реструктуризации потребительских кредитов в иностранной валюте.

26 декабря 2014 года представитель Национального банка Украины Андрей Дубас во время брифинга сообщил о подписании меморандума Общественным советом при НБУ (Громадська рада) и банками, имеющими наибольший портфель кредитов физических лиц в иностранной валюте. После окончательного подписания документа всеми заинтересованными сторонами его подпишет и глава НБУ Валерия Гонтарева. Интересно, что с полным текстом можно будет ознакомиться только после этого.

По словам Андрея Дубаса, основной идеей меморандума является снижение финансовой нагрузки на заемщиков.

Однако, деньги, как и любой другой ресурс, подчиняются всеобщему закону сохранения энергии и, если где-то финансовая нагрузка снизилась, то где-то она должна вырасти.
Итак, что же предполагает меморандум?

Основные положения гласят:

1. Перевести сумму задолженности по валютным кредитам в гривну.
2. Простить заемщикам разницу между полученной суммой и гривневым эквивалентом задолженности по курсу НБУ на 01.01.2014, т.е. по 7,99 грн/дол.
3. Зафиксировать процентную ставку на уровне не выше указанного в изначальном договоре кредитования.
4. Реструктурировать валютные кредиты под залог недвижимости, т.е. увеличить срок их погашения.
5. Простить штрафы, неустойки, пени, возникшие у заемщиков на момент реструктуризации.


Предположим, что некий банк, добросовестно выполняющий требования Национального банка по поддержанию валютной позиции и стремящийся снизить валютные риски, держит в своем портфеле одинаковые суммы активов и пассивов в иностранной валюте. В процессе исполнения положений меморандума банк обязан пересчитать выданные валютные кредиты (активы) по курсу 7,99 грн/дол., при этом вряд ли кто-то из вкладчиков захочет забрать из банка свой депозит по такому курсу, т.е. возвращать средства (пассивы) банк обязан по курсу 16-17 грн/дол. Таким образом, долги банка перед его вкладчиками в валюте фактически будут в 2 раза превышать долги заемщиков перед банком. Такая ситуация чревата резким снижением ликвидности, т.е. фактической нехваткой денег у банка, чтобы расплатится со своими вкладчиками. Чем это может обернуться, предположить несложно: приостановка выплат, банкротство банка, общее ухудшение финансовой обстановки в стране.

Чтобы этого не произошло, банкам необходима будет поддержка, которая придет в лице Национального банка Украины, т.е. государства. При обсуждении меморандума именно на это, по словам Андрея Дубаса, делали акцент руководители банков – реструктуризацию необходимо проводить при условии солидарной ответственности общества, банков и государства.

Таким образом, положения меморандума предполагают перенесение части ответственности за выплаты по валютным кредитам на государство.

Напомним, что 26 декабря первый заместитель министра финансов Украины Игорь Уманский на брифинге заявил "Мы закладываем 36,5 млрд грн. соответствующих средств (на рекапитализацию банков) и 20 млрд грн. на поддержку финансовых возможностей Фонда гарантирования вкладов". Безусловно, не все эти средства будут потрачены на возмещение потерь банков по валютным кредитам, однако часть их - определенно.

На 1 октября общая задолженность физических лиц в иностранной валюте банкам Украины составляет 54,26 млрд. грн. (около 3,44 млрд. долларов США по текущему курсу НБУ). Если предположить, что эта сумма будет выплачиваться по курсу 7,99 грн./дол, а оставшаяся компенсироваться, то общая сумма компенсации затрат банков на исполнение положений меморандума составит 26,75 млрд.грн.

Получается, что ту часть долга по валютным кредитам, которую не вернут банкам заемщики, выплатят все налогоплательщики Украины. На фоне тотального затягивания поясов, в том числе и урезания в государственном бюджете на 2015 год практически всех социальных статей, столь значительная сумма, которую украинцы должны совокупно компенсировать банкам за валютных заемщиков, не прибавляет оптимизма.

Остается вопрос – действительно ли держатели валютных кредитов столь нуждаются в государственной поддержке? Давайте разберемся. Кредит в долларах США выдавался банками Украины на покупку жилья или авто, т.е. не на товары первой необходимости. Процентные ставки по кредитам в валюте, всегда ниже, чем по гривневым, к примеру, средняя процентная ставка по ипотечным кредитам в гривне в декабре 2013 года составляла 18,3% годовых, а по кредитам в долларе США 13,3% годовых.

Подписывая в банке кредитный договор и соглашаясь на более низкую ставку, заемщик также берет на себя и ответственность за риски в случае изменения курса. По гривневому же кредиту риски берет на себя банк, поэтому, соответственно, и ставка выше. Сегодня валютные заемщики не хотят отвечать по договору за взятые на себя риски и стремятся переложить их на кого-нибудь другого.

Но кто же они – валютные заемщики? Для того чтоб взять кредит, человек должен подтвердить свою платежеспособность. Предположим он решил приобрести недорогую однокомнатную квартиру, средняя стоимость которой в том же декабре 2013 года составляла около 40 тыс. долларов США. Первоначальный взнос заемщика по требованиям банков должен составлять от 15% до 30%. Предположим, 20 тыс. долларов было внесено заемщиком и 20 тыс. составил кредит банка. Максимальный срок, на который большинство банков предоставляют ипотечные кредиты, - 25 лет. Если рассчитать ежемесячный платеж по кредиту размером 20 тыс. сроком 25 лет по ставке 13,3% годовых, по классической схеме погашения (с убыванием платежа), то первоначальный платеж получится приблизительно 288 доларов. Переведем полученную сумму в гривну по курсу 7,99 и получим 2300 грн. – это только платеж по кредиту (в то же время максимальный платеж по аналогичному кредиту в гривне составил бы 2970 грн.).

Для подтверждения платежеспособности официальная зарплата заемщика должна покрывать как минимум платеж по кредиту и прожиточный минимум (на 01.12.2013 – 1176 грн). Таким образом, при самых минимальных расчетах минимальная чистая заработная плата заемщика должна составить 3476 грн./мес., при условии, что у него нет детей, а также других долгов, и с учетом того, что человек будет отказывать себе 25 лет буквально во всем. В реальной же ситуации такой кредит мог получить заемщик со среднемесячным доходом от 4500 грн. Таким образом, брали валютные кредиты не самые малообеспеченные (по данным Комитета статистики Украины на конец 2013 года средняя заработная плата на одного работника составила 3234 грн./мес.) и — в большинстве случаев — не самые малообразованные граждане, не имеющие возможности просчитать все риски такого шага в стране с нестабильной экономикой.

В итоге, что же получится при реализации положений меморандума?

1. Валютным заемщикам пересчитают кредит в гривну, но по кредитной ставке, заложенной в изначальном договоре, т.е. сниженной. Гривневые заемщики, как раз не рискнувшие осуществить такую «авантюру» при неустойчивой национальной валюте, тихо завидуют, поскольку их ставка осталась прежней.
2. Банкам компенсируют их риски из бюджета – в очередной раз страна решает проблемы коммерческих банков за государственный счет.
3. Бюджет потеряет миллиарды гривен - в решении проблемы валютных заемщиков примет участие каждый украинец, даже тот, кто на сегодняшний день получает всего лишь минимальную заработную плату.


А теперь — внимание, вопрос.Даже два. Действительно ли необходимо решать эту проблему путем финансирования долгов из государственного бюджета, особенно в условиях современного состояния экономики Украины? И готов ли каждый украинец помочь своему соседу выплатить валютный кредит и таким образом стать — отчасти за чужой счет — счастливым обладателем квартиры или автомобиля?