Верховная Рада Украины признала Россию страной-агрессором и призвала мир признать «ЛНР» и «ДНР» террористическими организациями. Что за этим последует и возможны ли дальнейшие переговоры с террористами, «Вечерний Харьков» выяснял у политологов.

Валерий Дудко, политолог:

– Признание Верховной Радой Россию страной-агрессором, а «ЛНР» и «ДНР» – террористическими организациями – это всего лишь акт, который дает возможность сейчас подавать документы в Гаагский трибунал на рассмотрение их противоправных действий. А вот будет ли подан такой иск – это вопрос.

Но Рада Европы вряд ли примет такое решение, потому что даже с ограничением участия России в ОБСЕ на сегодняшний день, я не думаю, что все страны-члены международной европейской организации придут к консенсусу, то есть единогласно за это проголосуют. Они играют в демократию, а демократия предполагает множественность позиций, решений. Поэтому ждать каких-то ярких выступлений со стороны Европы вряд ли стоит. Тем более ситуация с Грецией напрягает – никто не понимает, как она будет вести себя в дальнейшем. К власти в Греции пришли представители крайне левых сил, которые выступают в поддержку России. А если Греция не проголосует – однозначно решение не будет принято.

Поэтому признание «ЛНР» и «ДНР» террористическими организациями, а России – страной-агрессором – это одностороннее решение со стороны Украине – не более того.

Игорь Гридасов, политолог:

– Верховная Рада Украины приняла обращение к правительствам мира и всем людям доброй воли о том, что она признает «ДНР» и «ЛНР» террористами, а Россию – агрессором, и призывает их сделать то же самое. То есть это документ, направленный во вне. Однако он не возымел никаких последствий, на которые, как делала вид, рассчитывала ВР. Поскольку и до этого неоднократно были заявления о том, что ни Евросоюз, ни США ни кто другой – не собирается признавать «ЛНР» и «ДНР» террористическими огранизациями по типу той же «Аль-Каиды». Да, эти «республики» признают мятежниками, повстанцами, сепаратистами, но не террористическими организациями. И, скорее всего, Украина не могла не понимать, что никаких последствий этот шаг в международном плане иметь не будет. Поэтому я считаю, что это документы чисто внутреннего пользования, направленные на оболванивание украинского народа и воспитание ненависти к России – вот и все.

То есть никаких дополнительных ужесточений санкций со стороны мировой общественности в отношении той же России не последует. А вот со стороны спонсоров нынешней войны – запросто. Поскольку существуют экономические противоречия между Россией и США, существуют разный взгляд на будущее Украины между Россией и Соединенными Штатами, поэтому США и идущие в их форватере страны Европейского союза могут продолжать экономически работать против России.

Что касается заявления «какие могут быть переговоры с террористами» – то это пустое сотрясение воздуха. Когда люди вынуждены вести переговоры, они ведут их , чтобы ни кричали перед этим.

Одним из «сенсационных» решений СНБО, принятых на заседании 25 января, стало поручение правительству начать процедуру обращения в Гаагский трибунал о признании «ДНР» и «ЛНР» террористическими организациями. Признают ли это в Гааге? Гаагский трибунал этим заниматься не будет, пока туда не поступят официальные обращения – а таких исков, скорее всего, не будет.

Андрей Лукашов, политолог:

– «ЛНР» и «ДНР» – это террористические организации, которые находятся сейчас на территории суверенного государства и имеют определенные цели как бандформирования. Деятельность этих организаций полностью подпадает под уголовный кодекс – соответственно и поступать с ними будут по закону. Поэтому все спекуляции типа «так хочет народ», «так решил референдум» и т. д. – уже будут звучать как «референдум от террористической организации», что расценивается как нарушение закона.

А если это террористические организации, и на уровне правительства России осуществляется их поддержка, то РФ автоматически попадает в чисто стран, спонсирующих террористов. Соответственно, следует ждать еще одного витка ужесточения санкций в отношении РФ, и Россия может попасть в полную изоляцию, в которой, например, сегодня находит КНДР. А поскольку Россия так или иначе интегрирована в мировое сообщество, эти санкции могут привести к полному разрушению ее экономики и в конечном итоге поставить под вопрос существование государственности. Вернее, государство сохранится, но в полуфеодальной форме, как это происходит в КНДР.

Что касается того, стоит ли вести переговоры с террористами, то возможность переговоров сохраняется в любой войне. Да, могут быть переговоры о сдаче террористов.

А Греция – против
Совет глав МИД стран ЕС принял согласованное коммюнике по ситуации на Украине только после того, как в нем были учтены все предложения Греции, в том числе было убрано требование ввести новые санкции против России и попытки возложить на нее прямую ответственность за ситуацию в Украине.

– В итоге мы согласовали коммюнике, которое не предусматривает введение новых санкций против России. То, что оно предусматривает, — это расширение принятых ранее санкций и которые истекают в сентябре, – заявил министр иностранных дел Греции Никос Котзиас на пресс-конференции по итогам совета.