Харьковский национальный театр оперы и балета приглашает на экскурсии в загадочный мир закулисья.
Харьковчан приглашают заглянуть в те уголки театра, в которых никогда не бывает зритель, увидеть и услышать, как шьют костюмы, гримируют актеров, раскрыть тайны сцены.Экскурсии по театру проводили и раньше. По словам заведующего литературно-драматургической частью ХНАТОБа Александра Чепалова, который работает в театре более сорока лет, первым экскурсоводом был он, поэтому называет себя Призраком оперы. Так представляется и экскурсантам.
— До сих пор такие экскурсии проходили перед началом того или иного спектакля, и акцент делался на процессе создания именно этого представления. Теперь экскурсии к определенному спектаклю не привязаны, а кроме того, они стали интерактивными, — говорит Александр Чепалов.
Одна из изюмин оперного — уникальная сцена
Первое изумление ожидает экскурсантов, когда их выводят на сцену.
— Таких масштабных театральных сцен, как у нас, в мире всего пять, — рассказывает главный художник ХНАТОБа Надежда Швец. — Площадь зеркала сцены — почти 160 квадратных метров, высота сцены от пола до колосника — 21 метр (не считая пространства под сценой). В Европе сценой подобного размера может похвастаться, например, оперный театр в Мадриде.
– Декорировать такую махину непросто. Чтобы наполнить гигантское пространство, условными декорациями — стулом или окном с занавеской — не ограничишься. Когда я пришла в театр совсем молоденьким художником, мне было немного страшно, но профессионализм преодолевает все, и теперь я не представляю себя в работе с маленьким пространством, — делится Надежда Швец.
Зрителям показывают «железный занавес»
Во время спектакля из зрительного зала видно только непрерывное волшебство на сцене, и зритель даже не догадываются, что декорации мгновенно меняются благодаря множеству механизмов. Демонстрация хорошо скрытых приспособлений — еще одна особенность экскурсии.
— Сцена механизирована со всех сторон: слева, справа, сверху и снизу, — говорит Александр Чепалов. — Это такие чудеса, глядя на которые посетители ахают от восторга. Мы рассказываем, сколько у механизмов возможностей для смены декораций, как действует механизм подъема и спуска. Площадь сцены может видоизменять свой профиль: одну из площадок поставить выше и установить на ней, например, крепостную сцену, как в «Князе Игоре», поставить хор или посадить оркестр. Для зрителя это очень интересно. Огромный интерес вызывает противопожарный занавес. Он находится перед основным занавесом, отсекая сцену от зрительного зала. «Железный занавес» активируют каждую ночь — таким образом, если вдруг в театре возникнет пожар, огонь не перекинется на сцену. Основа противопожарной защиты весом около 20 тонн состоит из металлической сетки и огнеупорных материалов. Посетители осматривают противопожарные приспособления с огромным интересом, фотографируются на их фоне. 1 сентября к нам обычно приходят студенты университета искусств, и мы устраиваем для них торжественную церемонию — поднятие многотонного противопожарного занавеса. Это очень эффектное зрелище — почти как поднятие шлюзов на плотине реки.
Экскурсанты любят примерять балетные пачки
Кроме огромных масштабов сцены, экскурсантов впечатляют декорационные цеха. Их площади не только огромны, но и наполнены несметными театральными богатствами. Количество костюмов в ХНАТОБе исчисляется тысячами, а число декораций — километрами, если применить к ним такую единицу измерения. Грандиозные спектакли требуют массивного оформления.
— На спектакле зритель не задумывается о том, какая колоссальная художественная работа предшествует представлению, — говорит Александр Чепалов.— Совсем другое впечатление складывается у зрителя, когда он может своими руками пощупать материалы, из которых сделаны костюмы, увидеть, как мастера расписывают ткани, шьют костюмы, головные уборы, обувь. В цехах гости могут не только увидеть, как создается спектакль, но примерить шляпку, прикинуть на себя костюм того или иного исполнителя.
Посетители с изумлением наблюдают, как делаются пуанты, замирают от восторга, когда попадают на склад театральных костюмов и очень любят примерять балетные пачки.
Малыши поют, по-оперному заламывая ручонки
Очень часто экскурсии заказывают для детворы. А так как один из главных акцентов делается на интерактивности, у ребятни есть возможность и окунуться в волшебство, и почувствовать себя настоящими артистами. Дети очень любят фотографироваться в разных позах и костюмах рядом с античными статуями из оперы «Пиковая дама», на фоне хаты из «Наталки Полтавки», в корабле из «Корсара». А еще им нравится посидеть в кресле Белоснежки, вообразить себя балеринами и танцорами в настоящем балетном зале с зеркалами и станками.
На сцене детишки не отказывает себе в удовольствии устроить беготню, и Призраку оперы приходится их дисциплинировать, чтобы малышня не угодила, например, в оркестровую яму. А вот их творчеству Александр Чепалов не мешает.
— Особенно непосредственны младшие школьники. На сцене они начинают воображать себя оперными артистами и даже петь, заламывая руки, — улыбается завлит.
До сих пор экскурсии в театр оперы и балета были эпизодическими, но количество желающих постичь закулисные тайны растет, и в ХНАТОБе планируют сделать их постоянными.