Вопреки общему падению машиностроительной отрасли один из крупнейших в мире производителей турбогенераторов и тяговых электродвигателей завод «Электротяжмаш» не снижает показатели работы.

Как в условиях кризиса предприятию удается держаться на плаву, в интервью «Вечернему Харькову» рассказал первый заместитель директора ГП «Завод «Электротяжмаш» Дмитрий Костюк.

Портфель заказов – с потенциальным ростом


– Дмитрий Васильевич, какую продукцию выпускает ГП «Завод «Электротяжмаш»?

– Завод выпускает турбогенераторы для тепловых и атомных электростанций, гидрогенераторы – для гидроэлектростанций, крупные электрические машины и комплектное электрооборудование – для городского и железнодорожного электротранспорта. В последнее время был освоен выпуск турбогенератора ТГВ-550-2МУ3 мощностью 550 МВт для Экибастузской ГРЭС, а также ТГВ-235-2МУ3 мощностью 235 МВт для Гусиноозерской ГРЭС. Сейчас мы активно ведем работу по эскизному проектированию первого «миллионника» – турбогенератора для Хмельницкой АЭС мощностью 1 млн кВт.

– Не наблюдается ли сейчас спад производства? Сформирован ли портфель заказов на текущий год?

– По итогам 2014 года заводу практически удалось сохранить уровень производства 2013 года – 2,2 млрд грн., что значительно превышает показатели многих харьковских предприятий, например «Турбоатома». «Электротяжмаш» входит в число крупнейших налогоплательщиков области. На текущий год сформирован портфель заказов на 1,5 млрд грн. с потенциалом роста. Над этим руководство усиленно работает.

По известным причинам мы вынуждены приостановить ряд проектов для электростанций, которые находятся в Донецкой и Луганской областях: периодически останавливает работу основной заказчик тяговой продукции – «Лугансктепловоз», есть сложности в работе Кураховской, Старобешевской, Луганской ТЭС. Все это вынудило руководство сократить рабочую неделю до четырех дней еще в сентябре прошлого года. Отменить эту меру мы сможем только при полной загрузке турбогенераторного и тягового производств. Подчеркну, что в большей степени это возможно при устранении внешних факторов, на которые мы, к сожалению, повлиять не можем. Это касается не только военных действий, но и промышленной политики государства. Более полугода завод был в подвешенном состоянии из-за реорганизации Министерства промышленной политики. Только в декабре предприятие фактически вошло в Министерство экономического развития и торговли.

«Нам приходится прикладывать усилия, чтобы сохранить коллектив»


– А что означает сокращение рабочей недели?

– Для работников с 40-часовой рабочей неделей она сократилась до 32 часов, хотя завод по-прежнему работает в три смены, то есть круглосуточно. При нынешней загрузке производства такой режим является оптимальным.

Переход на сокращенную неделю прошел исключительно в соответствии с законодательством Украины: в этом процессе принимал участие профсоюз «Электротяжмаша», работники были предупреждены об изменении условий труда более чем за два месяца.

В последнее время активно распространяется информация о том, что завод работает три дня, но это не так. Подчеркну, руководство завода принимает решения в соответствии с законодательством.

– Удается ли в условиях кризиса сохранить трудовой коллектив?

– Нам приходится прикладывать максимум усилий, чтобы сохранить коллектив. Ведь именно люди, квалифицированные специалисты – главная ценность и основа существования завода. Поэтому мы пересмотрели систему мотивации и стремимся удержать ключевых сотрудников. Конечно, существует естественная текучесть кадров, и мы проводим точечный набор людей на ключевые вакансии. Надеюсь, ситуация в стране изменится в лучшую сторону, и «Электротяжмаш» не потеряет конструкторскую школу и квалифицированных производственников. В любом случае руководство завода понимает риски и принимает все меры для недопущения трудовых потерь. И как всегда мы стабильно выплачиваем заработную плату.

«Продукцию поставляем в 50 стран мира»


– Дмитрий Васильевич, сейчас наблюдается резкий спад в машиностроительной отрасли страны. Что позволяет предприятию держаться на плаву?

– Стратегическое видение руководства завода, быстрое реагирование на изменения, а также интенсивная работа конструкторов и в сфере управления продаж, наработки прошлых лет и хорошая репутация предприятия.

– Востребована ли продукция с маркой «Электротяжмаш» в Украине?

– Ситуация с украинской энергетикой меняется, и мы не понимаем, будут ли отечественные партнеры реализовывать крупные проекты в ближайшем будущем. Текущие заказы выполняем в срок. Выиграли тендер ЕБРР на реконструкцию трех гидрогенераторов «Укргидроэнерго» на сумму более 300 млн грн. Кроме того, ведем работу по возможному сотрудничеству с «Энергоатомом», постоянно участвуем в тендерах для тепло- и гидроэлектростанций Украины. Что касается транспорта, то призрачный шанс на сотрудничество с «Укрзалізницею» отложен до принятия решений на высшем уровне.

– Какова география поставок продукции предприятия?

– За всю историю завода мы изготовили продукцию для заказчиков из более чем 50 стран мира. К примеру, в прошлом году мы выполняли заказы для Казахстана, Таджикистана, Российской Федерации, Литвы, Молдовы, Грузии и, конечно, для украинских компаний.

– Насколько предприятие зависимо от заказов из России?

– Основным заказчиком наших электродвигателей традиционно были российские компании. Здесь важно понимать их потенциал в развитии железной дороги: территория этой страны огромная, климатические условия сложные. Двигатели «Электротяжмаша» высокого качества, на порядок лучше предложений конкурентов, и мы оперативно реагируем на потребности заказчиков. В настоящий момент заканчиваем проект для Гусиноозерской ГРЭС, контракт с которой заключили больше года назад, Зеленчукской ГЭС-ГАЭС, Новосибирской ГЭС, а также предоставляем сервисные услуги нашим давним партнерам.

Без поддержки государства не обойтись


– Дмитрий Васильевич, удалось ли заводу переориентироваться на другие рынки сбыта?

– За последние месяцы мы продвинулись в переговорах с Индией, Таджикистаном. Недавно встречались с потенциальными заказчиками в Косово, участвовали в европейских энергетической и транспортной выставках, пытаемся выйти на китайский рынок. Каждый новый контракт в энергетике – это всегда очень длительный процесс, он может растянуться на годы, не говоря о том, что теперь клиенты ориентируются и на политическую обстановку в стране, которая существенно увеличивает их риски.

– В какой поддержке со стороны государства нуждается предприятие для продвижения продукции на внешние рынки?

– Поддержка необходима на уровне принятия решений правительством о сотрудничестве с конкретными странами. Для нас важно отсутствие препятствий во внешне-экономической деятельности, связанной с валютными операциями, условия проведения которых сейчас меняются буквально каждый день. Мы готовы работать над государственными заказами, участвовать в программе импортозамещения, если она будет внедряться.

– Конкурентоспособна ли продукция «Электротяжмаша» в Европе?

– Европейский рынок очень сложный. Он небольшой и заполнен своими производителями, которые поддерживает государство. Мы выполняли небольшие заказы, пытаемся получить новые, но пока не видим возможностей для серьезного прорыва.

«О модернизации можно говорить после выхода из кризиса»


– Дмитрий Васильевич, как модернизируется предприятие?

– За последние три года мы существенно модернизировали производство, все работы выполняли исключительно за собственные средства. Так, с 2012 по 2014 год мы вложили более 300 млн грн.

В 2015 году сосредоточились на поддержании имеющихся мощностей, о дальнейшей модернизации сможем говорить после выхода из кризиса. В то же время достижение нынешнего года – сертификация IRIS – это еще один шаг к увеличению конкурентоспособности «Электротяжмаша». В феврале мы получили сертификат, подтверждающий соответствие требованиям международного стандарта железнодорожной промышленности IRIS, и это одно из важных условий для вступления в UNIFE (Ассоциацию европейской железнодорожной промышленности).

– Как сказались на работе предприятия жесткие требования по экономии энергоресурсов?

– Экономия энергоресурсов для нас всегда была приоритетной задачей. Поэтому жестких ограничений внедрять не пришлось. Но в связи со сложной ситуацией в стране на заводе были разработаны дополнительные меры экономии: внедрение мероприятий по использованию отходов, пересмотр норм расхода материалов, сокращение затрат на изготовление оснастки и т. д. Также существенную экономию составляет внедрение нового высокотехнологического оборудования.

– Участвует ли «Электротяжмаш» в процессе мобилизации?

– На «Электротяжмаше» создан штаб оповещения. Ежедневно взаимодействуем с военными комиссариатами, реагируем на их запросы, предоставляем свои ресурсы. Кроме того, «Электротяжмаш» передал девять единиц автотранспорта для перевозки личного состава и мобильных групп, а также для медобслуживания личного состава.