Рынок вторичной недвижимости, по словам экспертов, напоминает Благовещенский базар в понедельник, где изредка появляются покупатели, что-то пробуют, но мало что покупают.

— Если в благополучном 2013 году на рынке вторичной недвижимости Харькова совершалось порядка тысячи сделок в месяц, то в конце 2014-го — 200–300, и эта тенденция сохраняется, — говорит руководитель комитета по международной деятельности Ассоциации специалистов недвижимости Украины Игорь Балака.

Это привело к тому, что «посыпались» все сравнительные индикаторы, по которым можно было определить стоимость недвижимости.

— Стоимость квадратных метров на вторичном рынке, которые мы видим на порталах объявлений и в базах агентств недвижимости, — это цена предложения. Цифры реальных сделок значительно меньше. Их знают только продавец, покупатель и риелтор, который эту сделку проводил, — говорит Игорь Николаевич. — Например, на Алексеевке, продается две-три однокомнатные квартиры в месяц. При этом одна сделка может быть ликвидационной — то есть у кого-то забрали квартиру за долги. Другого продавца  дешево отдать квартиру вынуждают жизненные обстоятельства. А у третьего — эксклюзивный спрос: ему срочно нужна квартира на лестничной площадке, где живет мама, и он приобретает ее по цене предложения. Покупатели, видя скольжение цен вниз, действуют на упреждение: называют стоимость, если не устраивает, ждут два-три месяца в надежде, что цена все равно снизится. 

Сказать, когда будет достигнуто «дно», никто не берется.

— В 2009 году, например, риелторы, оценщики, специалисты по недвижимости Харькова собрались и решили: цена будет приблизительно такая-то. И рынок в течение месяца переварил это. А по другим регионам Украины цены плавно падали весь год на 1,5–3%, и сделок не было, — говорит Игорь Балака.