Завтра, 28 марта, вступает в силу Закон «Об обеспечении права на справедливый суд».

Насколько соответствует новый закон запросам граждан, рассказал заместитель главы Центра политико-правовых реформ, эксперт Реанимационное пакета реформ Роман Куйбида.

- Можно ли говорить, что проголосован Закон - это прорыв? Что это именно та реформа, которую граждане так долго ждали?

- Закон «Об обеспечении права на справедливый суд», бесспорно, станет одной из составляющих той судебной реформы, которая нужна стране. На мой взгляд, этот закон - небольшой шаг вперед. Появляется несколько положительных вещей: конкурс на все судейские должности, свободное проведение видеозаписи судебных заседаний, доступность в интернете всех без исключения судебных решений. Также перечень оснований для привлечения судей к ответственности определен четко по сравнению с сегодняшним законом, установлена процедура, которая обеспечит более справедливое, незаангажированное наказание судей. Но! Самое важное, чего не удалось получить с принятием закона, - это независимость судей. К сожалению, политические органы сохраняют свои рычаги влияния на формирование судейского корпуса.

- То есть предполагается, что конкурс на судейские должности может повлиять на уровень коррупции в судах?

- До этого момента назначение, например, судей в апелляционные суды, высшие суды и Верховный суд фактически происходило без конкурса, по разным протекциям, с использованием взяток и тому подобное. Соответственно, если судья заплатил деньги за свою должность, он будет заинтересован в том, чтобы эти деньги «отработать». А судейская зарплата не позволяет компенсировать такие вложения. То же самое и в случае, когда судья обязан своей должностью какому-то чиновнику в Администрации президента или еще кому-то. Такой судья будет всегда чувствительным к пожеланиям этих лиц. Если это убрать, а Высшая квалификационная комиссия и Высший совет юстиции наладят работу так, чтобы исключить эти протекции, коррупцию и т.д., то на эти должности будут попадать люди, которые имеют совсем другие стремления. В то же время даже конкурс может быть нивелирован «освящением» его результатов решениями политических субъектов - президента и парламента. К сожалению, эти полномочия у них остались.

- Закон предусматривает переаттестацию всех судей. Как она будет проходить?

- Процедура переаттестации (в законе она называется квалификационной оценкой) будет происходить сверху: сначала Верховный суд, затем высшие, апелляционные и позже - местные. Каждый судья должен пройти тест и проверку судейского досье. Проверка последнего включает довольно много различной информации в отношении судьи, в частности будет проанализировано соответствие доходов образу жизни.

- Кроме того, что в новом законе остался политическое давление на суды, какие еще есть негативные моменты?

- Закон сохраняет такие гибкие основания для увольнения, как, например, «совершение действий, дискредитирующих звание судьи и унижают авторитет правосудия». Это дает инструмент политикам держать судью на крючке и при желании использовать это положение, чтобы избавиться от «неугодного». То есть даже элементарное нарушение срока рассмотрения одного дела может быть использовано для освобождения судьи.

- Можно ли будет в ближайшее время увидеть изменения в обычных судах?

- Ощутимые изменения произойдут только тогда, когда будет усовершенствована процедура осуществления судопроизводства, а на судейские должности придут честные и профессиональные судьи. Пока же ставка сделана только на изменение судейского корпуса.

- Какой вы видите идеальную, реформированную судебную систему Украины?

- Ответ на самом деле очень прост: это система, которая обеспечивает право на справедливый суд. Не на бумаге, а в повседневной жизни. То есть система, в которой работают профессиональные судьи, являющиеся одновременно независимыми и ответственными. А сама система должна быть простой и удобной для гражданина.