На ценнике – одна цена продукта, в чеке – другая. В последнее время с такой ситуацией в супермаркетах харьковчане сталкиваются довольно часто.
Чем еще грешат в супермаркетах, выяснял «Вечерний Харьков».На днях преподаватель одного из харьковских вузов Олег отправился в ТРЦ за продуктами.
– На прилавке – штабеля консервов «сайра» (производитель – Китай), под ними – ценник: «16 грн.». Слева ценник на «сайру» другого производителя – 36 грн. Мне для рыбного пирога сайра за 16 грн. в самый раз, я ее и взял, – рассказывает он. – Иду дальше. Лежит ящик вяленой рыбы, под ним ценник: 6.70 грн. Рядом – ящик с похожей рыбой, но на ней ценник – 16.70. Беру ту, что подешевле. На кассе выбивают чек. Как победитель множества математических олимпиад сразу же вижу несоответствие суммы, пересчитываю: оказывается, мне пробили консервы за 36.56, а вяленую рыбу за 16.70!
Возмущенному покупателю кассир рекомендует обратиться к администратору.
– Тот разыграл целый концерт: начал на меня кричать, унижать, мол, вы что, хотели? «Сайру» известной фирмы за 16 гривен купить? – удивляется читатель. – В общем, дешевая разводка. Из 274 гривен покупки 30 пошло «на бедность магазина».
Олег оставил жалобу в книге отзывов и предложений и твердо намерен вернуться в магазин, чтобы проверить, какой оставила ответ администрация, как того требует закон «О защите прав потребителей».
– Если не наведут порядок – буду обходить этот супермаркет стороной, – признается он.
В похожей ситуации оказался и наш читатель Антон Иванович, правда, «надувательство» обнаружил лишь дома.
– В небольшом супермаркете на «Студенческой» среди прочего покупал яблоки. На прилавке – не менее пяти сортов, все по разной цене. Я выбрал самые дешевые. Мой кулек с яблоками взвесили непосредственно на кассе, – рассказывает он. – А когда дома проверил чек, оказалось, что кассир мне их пробила, как самый дорогой сорт. Так что десятку я подарил магазину.
Возвращаться Антон Иванович не стал – засомневался: удастся ли доказать продавцам, что не подменил товар дома.
Однако, как выясняется, даже наличие электронных весов не мешает супермаркету обвести покупателя вокруг пальца.
– Покупала в супермаркете молодую картошку, килограмм которой, судя по ценнику, стоил 12.35 грн. Когда же положила ее на весы, оказалось, что буквально у меня на глазах та подорожала... втрое! За два килограмма, которые должны были обойтись в 25 гривен, мне выдало цену почти 80 грн.! – рассказывает офис-менеджер Людмила. – Я обратилась к администратору и получила стандартный ответ: «Не успели сменить ценники».
Женщина не сдавалась: сняла ценник с товара в овощном отделе и принесла его на кассу, потребовав, чтобы картошку продали по заявленной в нем стоимости.
– Честно говоря, на победу не рассчитывала. Но меня дружно поддержали другие покупатели, которые в последнее время тоже неоднократно сталкивались с таким произволом, – говорит Людмила. – Хоть и неохотно, но извинились, и картошку на кассе пробили по старому ценнику.
А вот программист Влад даже не сомневается: если потребитель знает свои права – отстоять их всегда сможет.
– Я никогда не сдаюсь, – говорит парень. – Сразу требую позвать администратора и настаиваю на том, чтобы товар пробили по цене, указанной на ценнике. Ни на какие извинения и объяснения, мол, не успели поменять, – не ведусь. Если упираются – требую книгу жалоб (кстати, многие покупатели абсолютно напрасно считают Уголок потребителя всего лишь элементом декора) и угрожаю обратиться в Госпотребинспекцию. После этого в супермаркетах сразу идут навстречу покупателю. А вот с небольшими магазинами в этом плане сложнее – сражаются до последнего.
Нерасторопность продавцов может обернуться штрафом
В супермаркетах не отрицают: подобные недочеты в последнее время – не редкость. И все потому, что переоценку товара, порой, приходится делать по нескольку раз на день.
– Из-за этого просто не всегда успеваем оперативно сменить ценники, – говорит администратор одного из крупных магазинов Наталья. – Мы просим покупателей отнестись с пониманием.
Между тем, в Госпотребинспецкции расценивают нерасторопность продавцов не иначе как нарушение закона, грозящее супермаркетам щтрафом.
– Согласно статье 15 «Закона о защите прав потребителей», потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции, в частности, о цене (п. 6 ст. 15 Закона). Так что за несоответствие цен на ценнике и в чеке супермаркеты могут быть оштрафованы, – говорят главный специалист Госпотребинспекции в Харьковской области Александр Чепурной и рекомендует покупателям оплачивать товар исключительно по ценнику. – То, что магазин не успел сменить ценник – не ваша забота. Об этом нужно уверенно заявить кассиру или администратору. А если еще и сослаться на статью закона, как показывает практика, в большинстве случаев этот вопрос решается положительно. Если нет – можно оставить запись в Книге отзывов и предложений (администрация должна дать ответ в течение десяти дней) или обратиться с письменным заявлением в Госпотребинспекцию. Кстати, нарушение можно зафиксировать на фото или видео. Препятствовать вам в этом не имеют права, поскольку супермаркет – это не закрытый клуб, а общественное место.
Специалист говорит, что с подобными жалобами потребители сейчас обращаются часто.
– Получив разрешение от КМУ на проведение внеплановой проверки субъекта хозяйствования по жалобе потребителя, мы выходим на ревизию. Если факты, изложенные в заявлении, подтверждаются – накладываем санкции.
Объем меньше – цена та же
Еще одна «хитрость» – уже от производителя, способная обмануть доверчивого покупателя: товар меньшего объема по той же цене. – На прилавке стоят две бутылки подсолнечного масла по одной и той же цене. Но в одной -- литр, а в другой – 0,9 литра, – рассказывает харьковчанка Мария Сергеевна. – Интересно, обязан ли производитель предупреждать потребителя о таких изменениях?
– Законодательно такая обязанность для производителей не прописана, – разводят руками в Госпотребинспекции. – Поэтому покупателю нужно внимательно изучать этикетки.