Имя почетного гражданина Харькова, главного конструктора ракетных комплексов, дважды Героя Социалистического Труда Владимира Григорьевича Сергеева, 100-летие которого страна отметила в прошлом году, уже присвоено одной из харьковский школ.

Ветераны ракетно-космической отрасли и жители поселка Жуковского продолжают бороться за то, чтобы в Харькове появилась улица, названная в честь этого выдающегося человека, который внес огромный вклад не только в развитие ракетно-космической отрасли, но и всего Харькова.

«Именем Сергеева должна именоваться улица, а не въезд»


«Вечерний Харьков» уже писал о том, что в 2014 году – к 100-летию Владимира Сергеева – планировалось увековечить его имя, переименовав одну из двух имеющихся в Харькове улиц Продольных, которая находится на поселке Жуковского рядом с «Хартроном». Но реализации этих планов помешали парламентские и президентские выборы, которые проходили в прошлом году, а также сложности с перепропиской жителей этой улицы в случае смены названия.

– Но мы от этих планов не отказываемся – харьковская улица обязательно будет носить имя Владимира Сергеева, – заверил Алексей Хрошковатый.

Однако ветераны ракетно-космической отрасли не намерены сидеть сложа руки в ожидании благоприятного момента: они уже подыскали на поселке Жуковского альтернативу «проблемной» Продольной – безымянную улицу, которой можно присвоить имя легендарного Сергеева.

– Непосредственно рядом с «Хартроном» находится скромная безымянная улица. Пролегла она между проходной предприятия и общественными постройками, мимо школы №16 (которой, кстати, присвоено имя Сергеева, а к 1 сентября тут планируется открыть еще и музей) и выходит на улицу Продольную, – рассказывает один из ветеранов «Хартрона» Владимир Шахов. – Здесь нет жилых домов, то есть людям не придется менять прописку.

Какие улицы в Харькове подлежат переименованию


Активисты обратились с этим предложением в администрацию Киевского района. Там инициативу поддержали, но при условии, что новый топонимический объект будет именоваться не улицей, а въездом Сергеева. С чем ветераны категорически не согласны и настаивают на том, что этот человек, как никто другой, достоин того, чтобы его имя носила именно улица. Точку в этом вопросе должна поставить топонимическая комиссия и сессия горсовета.

Кроме того ветераны обращаются в городским и областным властям с просьбой создать инициативную группу, которая бы организовала сбор средств на памятник Владимиру Сергееву, который должен быть установлен у проходной предприятия, которое он возглавлял почти 30 лет.

«Приложил руку к полету Гагарина...»


Владимир Сергеев был одним из первопроходцев отечественного ракетостроения, прошел путь от инженера-конструктора в московском НИИ №885 – с июня 1947 года до Генерального директора и Главного конструктора харьковского НПО «Электроприбор» (ныне «Хартрон») – по октябрь 1986 года. Он участвовал в запуске первого спутника Земли, приложил руку к полету Гагарина...

– Харьковское предприятие он возглавил в ноябре 1960 года. Конструкторское бюро тогда плотно занялось космической тематикой. Его коллектив разрабатывал системы управления для разных серий искусственных спутников Земли, орбитальной станции «Мир» и других космических аппаратов, – рассказывает Владимир Шахов. – А в конце 80-х годов харьковчане участвовали в разработке систем управления для ракеты-носителя «Энергия» и космического корабля многоразового использования «Буран». О высоком уровне этих разработок говорит и то, что опыт харьковчан востребован и сейчас.

Своих инженеров готовил со школьной скамьи


По словам Виктора Сущенко, ветерана «Хартрона», который работал заместителем гендиректора предприятия, одна из новаций Владимира Сергеева заключалась в том, что, сделав ставку на молодых специалистов, он впервые в СССР организовал подготовку уникальных кадров для предприятия, начиная со школьной скамьи.

– Ему пришлось буквально с нуля комплектовать коллектив. Тогда это было очень сложно: в условиях «железного занавеса» мы не могли привлечь иностранцев, а в Харькове ни один вуз не готовил специалистов по нашей тематике, – рассказывает Виктор Сущенко. – Тогда предприятие заключило договора на подготовку инженеров по специальным программам с ХАИ, ХПИ, ХИРЭ, ХГУ (сейчас ХНУ им. Каразина) и радиотехникумом, совершенно бесплатно обустроив в этих учебных заведениях лабораторную базу, оснащенную по последнему слову техники, и даже предоставив преподавателей с учеными званиями – из числа своих сотрудников. Кроме того, наши сотрудники отправились по школам, где набирали академические группы (по 25-30 человек) из числа самых способных учеников, которые впоследствии продолжали обучение непосредственно по нашей тематике в этих вузах, а потом приходили на работу к нам на предприятие.

А со временем процесс подготовки молодых специалистов для космической отрасли был еще более усовершенствован. Эти сформированные еще со школьной скамьи академические группы, после третьего курса института продолжали обучение уже непосредственно на предприятии. Здесь же защищали и получали диплом о высшем образовании.

– И в 70-х годах на предприятии уже сформировался многотысячный коллектив, средний возраст сотрудников которого составлял 28 лет. Это было огромным шагом вперед, поскольку именно молодежь обладала самыи новыми техническими знаниями, – продолжает Виктор Сущенко. – Они же и продвигались по карьерной лестнице – ни одного старшего инженера мы не взяли со стороны.

Под руководством Владимира Сергеева в Харькове была создана мощная научная школа: к 1986 году в НПО «Электроприбор» работали пять докторов и 86 кандидатов технических наук. Во многом благодаря ему Харьков стал ведущим научным центром космического приборостроения.

Так появился поселок Жуковского


Между тем молодой инженерной гвардии нужно было где-то жить и как-то добираться до предприятия. И «в промежутках» между разработками сложнейшей техники Владимир Сергеев занимался решением житейских вопросов – предприятием активно велось строительство жилья, столовых, спорткомплекса, детских садов. Так в Харькове появился крупный жилой массив – поселок имени Жуковского.

– Он четко понимал: молодым сотрудникам необходимо жилье (причем, чем ближе оно будет располагаться к предприятию – тем эффективнее будет работа), а их детям – школы и детские садики, – рассказывает ветеран «Хартрона», занимавший должность заместителя главного инженерао пытного предприятия Петр Прущак. – Поселок был построен на 15-20 тысяч жителей, появились две школы, пять детских садиков. Квартиры в новостроях получили не только сотрудники нашего предприятия – 20% жилья было отдано городу.

Кстати, троллейбусный маршрут №2 в Харькове – это тоже заслуга Владимира Сергеева: нужно было доставлять работников из центра города на предприятие.

Продовольственный дефицит – не проблема


С середины 80-х годов с прилавков магазинов исчезли не только деликатесы, но и продовольственные товары повседневного спроса – рыба, мясо, молочка, подсолнечное мало... Поездки в столицу «за колбасой» и бесконечные очереди в магазинах, вызванные тотальным дефицитом, изматывали людей. И Владимир Сергеев взялся решать продовольственную проблему, обеспечив дефицитными продуктами своих сотрудников, а заодно – и горожан.

– Он поставил задачу: обеспечить каждого из девяти с половиной тысяч своих сотрудников шестью килограммами рыбы в год. И с этой целью взялся строить понтоны, где эта рыба будет размножаться, – рассказывает Петр Прущак, которому была поручена эта работа. – Три таких понтона были переданы на обслуживание совхозу Лиманский. Там было большое незамерзающее озеро, куда сбрасывалась вода со Змиевской ГРЭС. Совхоз занимался разведением и выращиванием рыбы, а нам привозил товар: рыбой кормили в столовой и торговали на территории предприятия.

А чтобы накормить людей мясом – в пригороде Харькова была построена... свиноферма.

– Выбив в министерстве деньги, Владимир Сергеев построил в селе Зарожное (в пяти км от Харькова в сторону Чугуева) свино-товарную ферму на 5000 голов, которая тоже была передана в эксплуатацию совхозу, – рассказывает Петр Прущак. – Причем, кормили этих свиней частично пищевыми отходами Харьковского треста ресторанов и столовых. И тут попутно появилась еще она проблема – необходимо было построить там жилье, чтобы не возить персонал из города. Началось строительство поселка...

Был решен вопрос и с дефицитом молочных продуктов.

– В нашем подшефном совхозе – в Проходах – была построена ферма крупного рогатого скота на 300 голов, – продолжает Петр Прущак. – По тем временам оснащен коровник был по последнему слову техники: там был и кормоцех, и молокоцех, где молоко выдаивалось механическим путем и тут же охлаждалось. А поскольку кислотность охлажденного молока не повышалась – ценилось оно выше. Таким образом, молочную продукцию получали не только сотрудники предприятия, но и детские сады и школы на поселке Жуковского.

Со своим маслом и медом


Но и на этом не успокоился уникальный руководитель – поставил задачу построить маслобойный цех.

– Дал мне задание реконструировать в Больших Проходах технические помещения, и оснастив их необходимым оборудованием, создать маслобойню. Пришлось мне по всему городу мотаться – стаскивать оборудование, упрашивать тракторный завод изготовить огромные круглые жаровни, которые вращаясь, поджаривают семечки, – с улыбкой вспоминает Петр Прущак. – Это подсолнечное масло получала и наша столовая, и детские садики, и селяне. Местные жители могли выращивать подсолнухи у себя на огороде и определенное количество семечек перерабатывать на этой маслобойне.

И это еще не все, улыбается Петр Прущак. Появилась новая идея – создать пасеку на 120 ульев.

– Плотники и столяры мастерили домики для пчел. А мне выпала задача где угодно раздобыть автомобильные прицепы и оборудовать их специальными ячейками для установки ульев, – рассказывает он. – А когда начиналось цветение то ли гречихи, то ли липы – этим растениям автомобилями подвозили прицепы с ульями, чтобы пчелки не утруждали себя полетами за тридевять земель и давали мед более продуктивно. Сама же пасека базировалась в больших Проходах, на краю деревни. И следующим заданием было – построить там усадьбу пасечника. Задачу выполнили – возвели дом, пробили скважину и передали совхозу.

Автоматические «контролеры» в метро – идея Сергеева


Евгений Михлин, проработавший на «Хартроне» с момента его создания, говорит, что Владимир Сергеев был выдающимся, замечательным человеком, самородком, которые появляются лишь раз в столетие.

– Владимир Георгиевич был не только выдающимся ученым, но и гражданином – он жил жизнью города и его людей, – отмечает ветеран предприятия. – Он не просто «почетный гражданин Харькова», а заслуженно почетный. Лично я не знаю человека, который бы сделал так много для своего города в различных отраслях и столь щедро и безвозмездно помогал городским властям во многих вещах. И помощь его заключалась в том, что он пытался внести элементы передовой науки, передовой техники во многие рутинные сферы – чтобы улучшить и состояние дел, и благосостояние горожан.

В частности, новации, предложенные Сергеевым, коснулись Харьковского метрополитена.

– В начале 90-х, когда деньги менялись не по дням, а по часам, и стоимость проезда в метро с пятака поднялась сначала до десяти копеек, потом – выше, возникла проблема способа оплаты проезда, – рассказывает Евгений Прущак. – Попытались вернуться к металлическим жетонам, которые когда-то применялись в Москве. Однако из этого ничего не вышло: металл был слишком дорог, жетоны людьми моментально раскупались и сдавались на переплавку. Это было выгодно, поскольку стоимость жетона была меньше его себестоимости. Тогда решили перейти на бумажные билетики – поставили девушек-контролеров, но это тоже создавало массу проблем и неудобств.

Проблема решилась благодаря Владимиру Сергееву – по его предложению были созданы уникальные по свей конструкции жетоно-приемники, которые работали на совершенно новом оригинальном принципе.

– В них использовались пластмассовые жетоны – дешевые, никто не был заинтересован в их «изъятии» в корыстных целях, – продолжает Евгений Михлин. – Просуществовали они очень-очень много лет. Более того – эта идея была перенята и Киевским, и Московским, и Ленинградским метрополитенами...

Кроме того, по инициативе и под руководством Владимира Сергеева была разработана уникальная система автоматического управления поездами Харьковского метрополитена.

– Работа была проведена грандиозная: разработан эскизный проект, одобрен научными институтами Министерства ж/д транспорта. Тогдашний министр путей сообщения СССР Конорев даже направил Владимиру Григорьевичу личное письмо, в котором выражал ему глубокую багодарность за его инициативу, гигантский вклад в дело повышения рентабельности, удобства и безопасности работы метрополитена, – вспоминает Евгений Михлин, который был одним из активных участников этого проекта. – Однако распад советского союза помешал довести эту идею до конца. Хотя это был передовой не только по меркам того времени, и наших дней проект, переворот в возможностях метрополитена.

На этом новаторские идеи гендиректора «Хартрона» не иссякли. Под его руководством были разработаны автоматические пропускные пункты на станциях подземки, которые должны были прийти на смену своим морально и технически устаревшим энергоемким предшественникам, созданным еще на рассвете эры метрополитена.

– Он предложил использовать в этих стойках микропроцессорную технику, – пояснил Евгений Михлин. – Однако трудности конца 80-х-начала 90-х не дали довести эту идею до конца. Хотя «автоматические контролеры», которые стоят сейчас, являются дальнейшим развитием тех идей, которые были заложены Владимиром Сергеевым.

Повысить надои и избавиться от мух


Приводит Евгений Михлин и еще один пример, свидетельствующий о стремлении Владимира Сергеева использовать достижения науки на благо харьковчан.

– По инициативе Владимира Григорьевича и при его активном руководстве в Харьковском зооветеринарном институте была создана экспериментальная установка на базе передовых в то время электронно-вычислительных машин, – рассказывает он. – Эта эффективная система, позволившая резко улучшить содержание стада крупного рогатого скота, повысить надои и т. д., была пионерской. Вторая появилась в Латвии, а за границей таких аналогов вообще не было.

Откликнулся Владимир Сергеев на просьбу о помощи знаменитого в те годы хозяйства «Украинка».

– Различные насекомые были самым настоящим бичом для сельского хозяйства и по данным специалистов сельского хозяйства приносили колоссальный вред, – рассказывает Евгений Михлин. – Нашим предприятием было разработано устройство по эффективному уничтожению этих насекомых. Оно было установлено в хозяйстве «Украинка», там же прошло испытание. А в дальнейшем было даже организовано их производство и во многие сельские хозяйства такие установки активно использовали.

«Это самый человечный человек»


Говоря о личностных качествах Владимира Сергеева, ветераны предприятия отмечают, что он абсолютно не терпел лжи (раз совравшего человека мог даже уволить), очень ревностно относился к дисциплине, но самое главное – был очень заботливым человеком.

– Заботился не только о производственных показателях, но и людях. Каждую пятницу он устраивал личный прием, где рассматривались заявления работников предприятия и устанавливались четкие сроки выполнения, – рассказывает Петр Прущак. – Со всеми сотрудниками обходился очень доброжелательно, без гонора. И они отвечали взаимностью: слово Сергеева было законом.

– С моей точки зрения, это самый человечный человек, – считает Евгений Михлин.