Гости ВХ

  • 2324
  •  / 

Александр Ридный о сносе памятников и дурном примере: видео

Александр Ридный о сносе памятников и дурном примере: видео
Александр Ридный о сносе памятников и дурном примере: видео Гость редакции ВХ — скульптор, заслуженный деятель искусств Украины, почетный гражданин Харькова Александр Ридный.

«Я предпочел бы поставить памятник на огороде»


— Добрый день, Александр Николаевич? 18 апреля мир отмечает Международный день памятников и исторических мест. Как по иронии, накануне, 11 апреля, в Харькове снесли три памятника и конца этому явлению пока не видно. Интересно, а как скульпторы относятся к повальному сносу монументов и бюстов?

— Мы скорбим и возмущены как любым проявлениям хамства и варварства. В Украине почему-то больше переживали, когда был снесен Шумерский город или когда талибы расстреляли статуи Будды в Афганистане, хотя у нас происходят, по сути, те же действия. Люди варварски относятся к своей истории и памятникам прошлых культур. Это все равно, что отказаться от родителей, дедушек и бабушек. Говорят, что памятники сносят активисты. Если это действительно активисты и настоящие патриоты, они проявили бы себя иначе — занялись бы сохранением памятников. Недавно я был на окружной и видел, в каком ужасном состоянии находится памятник Голодомору: мало того, что он не доделан и не создан музей — сам монумент и территория вокруг находятся в жутком состоянии. Здесь я не заметил ни одного активиста, который приклеил бы отвалившуюся плитку или привел в порядок хотя бы территорию вокруг памятника. Казалось бы, Голодомор — святая тема, но до памятника никому нет дела.

 

Тема для дискуссии: что делать с памятниками советской эпохи?


Мы с коллегами в академии дизайна и искусств были бы согласны, если бы губернатор отдал нам наши памятники. Я предпочел бы поставить их где-то на огороде, чем кто-то их украдет и сдаст на металлолом. Мой приятель, известный скульптор из Швеции Пол Свенсон рассказывал, что у них в стране памятники принадлежат создавшим их скульпторам, которые их реставрируют, но при этом государство предусматривает в бюджете статью расходов на восстановление фрагментов монумента в случае вандализма. Для них немыслимо, чтобы постамент стоял без памятника.

Площадь Свободы лучше оставить без памятников


— Здравствуйте, Александр Николаевич. Вам звонит Нина Александровна. В Харькове озвучивали идею не сносить памятники, а создать музей советской эпохи и поставить их там. Как вы думаете, актуальна эта идея сейчас?

— Это было бы интересно. Нельзя отрекаться от собственной памяти и истории. У подножия этих памятников в музее советской эпохи можно было установить таблички: этот — тиран, а этот — извращенец, и тогда дети знали бы героев и антигероев минувшей эпохи, изучали по ним историю.

— Любопытно, а что вы установили бы на постаменте, оставшемся от памятника Ленину?

— На постамент Ленина нельзя поставить никого другого. Площади Свободы стоило бы вернуть прежний вид, как в 1930-е годы прошлого столетия: убрать постамент и снести сквер, чтобы открыть Госпром. А можно, как в Париже на месте Бастилии, на месте постамента установить табличку: «Здесь танцуют».

Творческий зуд можно угомонить только работой


— Добрый день, Александр Николаевич. Меня зовут Святослав. Подскажите, с чего вы начинаете работу над памятником или скульптурой?

— Многие путают памятники и скульптуры. Скульптура — это самовыражение автора в материале, а памятник — это социальный объект, в его создании физическое и интеллектуальное участие принимает масса людей, в том числе и общественность.

— А влияет ли на ваше творчество общественное мнение?

— Конечно. Часто общественное мнение меня стимулирует — озлобляет. Я в основном воюю с общественным мнением: делаю супротив. А вот что касается городских объектов, я перестал заниматься донкихотством: в городе на 100% нужно делать то, что нравится людям. Зачем мучить людей и тех, кто организовывает создание памятников? Мэр ищет на них деньги, строит, а потом памятник не понравится, и люди будут говорить: «Он памятники строит, а у меня крыша течет». Поэтому нужно строить только проверенные варианты — без всяких экспериментов, чтобы памятник нравился большинству.

— А как приходят идеи создания скульптуры?

— Это процесс непредсказуемый. Иногда вечером идея кажется блестящей, а утром приходит мысль: «И что это я напридумывал?». Иногда месяцами идея кажется прекрасной, а начинаешь делать — все не нравится, и забрасываешь работу. Но творчество — это зуд, от которого нужно как-то избавляться, и пока не сделаешь работу — не избавишься.

— И еще, если позволите, вопрос. А как, создавая проект городского объекта, вы вписываете его в окружающую среду?

— Обычно, проектируя скульптуру, я заранее продумываю среду так, чтобы ничто не мешало идее, чтобы не зависеть от случайных объектов-соседей. Мы учим этому студентов. Работа начинается с обмеров места в городе, где будет установлена скульптура или памятник, потом делается макет территории, в нужном масштабе из пластилина лепится подобие будущего объекта и определяется, какую функцию в этом месте он будет выполнять: должен ли доминировать или, наоборот, подчиняться месту.

— А бывает, что проект не удовлетворяет вкусу заказчика и его приходится переделывать вновь и вновь? 

— Конечно. Работа бывает легкой и быстрой, но бывает и наоборот. Например, на создание памятника на площади Конституции от его проектирования до установки ушло около двух лет.

Сейчас создавать памятники нет смысла


— Добрый день, Александр Николаевич. Меня зовут Андрей. Скажите, пожалуйста, часто ли в работе приходится идти против собственных принципов?

— Нет. Я и студентов учу: заказ нужно полюбить, иначе он не получится, и этот компромисс будут чувствовать все, кто видит работу. Поэтому хочешь не хочешь, а к заказу нужно относиться честно и с любовью.

С женщинами-скульпторами легче работать


— Здравствуйте, Александр Николаевич. Вам звонит Сергей. Нередко при создании городских памятников вы работаете вместе с Анной Ивановой. Наверное, тяжеловато творить с кем-то в содружестве. Почему сложился такой тандем?

— Это — вопрос доверия и опыта. Анна Иванова — настоящий мастер. Ее учителем был очень известный скульптор Михаил Овсянкин, который, в частности, делал в лесопарке Родину-мать, фигуры на мосту на Московском проспекте. Михаил Овсянкин был замечательным портретистом, и Анна Иванова отлично лепит портреты. Что еще очень важно — с женщинами хорошо работать: они не такие амбициозные и наглые, как мужики. У меня были попытки работать с разными известными скульпторами, но это ужасно, когда в одной лодке несколько капитанов. Наш тандем касается в основном социально значимых городских памятников. А что касается скульптур — это личное творчество каждого.

— Александр Николаевич, добрый день. Меня зовут Алексей. Как вы думаете, каких объектов сейчас не хватает Харькову? И за какие вы бы взялись?

— Вероятно, не хватает скульптур. Хороший пример — парк им. Горького, где установлены скульптуры, которые не «грузят» политикой. Хотя какие в городе могут быть скульптуры? Кто будет их охранять, что с ними будет ночью? Похитители сдадут их на металлолом. Да и говорить о памятниках в нынешнее время не приходится. Памятник — это так или иначе политика, и даже если персонаж проверен, казалось бы, на все 100%, все равно он кого-то не устроит. Поэтому, вероятно, сейчас нет смысла их делать. Например, профессор Виктор Воловик старательно отливал памятник Рудневу из бронзы, наверняка у него не сразу все получалось, а на днях пришли люди и вмиг снесли его труд.

Мрамору не нравится наш климат


— Александр Николаевич? Здравствуйте, вам звонит Анастасия. У меня вот какой вопрос. Не канут ли в прошлое классические бронза и мрамор? Может быть, в ХХI веке появились новые технологии и материалы? Памятник велосипедисту вы, например, изготавливали из полиэфирного композитного материала. Как думаете, за какими материалами будущее?

— Бронза — дорогой, но веками проверенный материал, и, наверное, вряд ли у него найдутся конкуренты. А вот мрамор — не для нас. Украина — не Италия, и мрамору не подходит наш климат: при перепадах температуры от 20 градусов мороза до 40 жары в нем быстро начинают развиваться разрушающие его лишайники, белый мрамор становится серым. А полиэфирный материал очень удобен, крепок, противостоит ударам — из него делают, например, океанические яхты, тюнинг для автомобилей. Кроме того, он негорюч, его можно шпатлевать, к тому же он удобен для восстановления после вандалов — позволяет подклеивать отбитые фрагменты, что на каменной скульптуре сделать невозможно.

— Александр Николаевич? Добрый день. Меня зовут Татьяна. Когда начинался «памятникопад», вы говорили, что будете создавать скульптуры специально для вандалов. Из каких материалов они могут быть? 

— Бессмысленно годами создавать памятник, который будет уничтожен чуть ли не за считанные минуты. У меня действительно был такой вандальный проект — я создал человечков из дерева. Дерево можно легко уничтожить: сломать, сжечь. Можно делать вандальные памятники из пенопласта: и быстро делается и так же быстро ломается. Но ломастеры — это всего лишь ломастеры. Мне кажется, им нельзя давать повод воспринимать уничтожение как геройство и подвиг. Во дворе возле скульптурных мастерских, которые существуют еще с 1930-х годов, стоят ненужные скульпторам работы. До них никогда не было никому дела, но на днях я увидел, как местные мальчишки их разбрасывают. На вопрос, зачем они это делают, ответили: «Мы играем — сносим памятники». Снос памятников, к сожалению, становится примером для подражания.


Личное дело
Александр Николаевич Ридный родился 16 сентября 1961 года в поселке Покотиловка Харьковской области. В 1975-м окончил Покотиловскую среднюю школу, в 1980 году — Харьковское художественное училище, в 1985-м — Харьковский художественный институт. Служил в армии, с 1987 по 1995 годы работал на скульптурной фабрике, с 1995 по 2000 годы был заместителем председателя Харьковского отделения Союза художников. С 2005 по 2010 годы преподавал на кафедре скульптуры Харьковской государственной академии дизайна и искусства, с 2010 года по сегодняшний день — доцент кафедры скульптуры в ХГАДИ.
Женат, есть сын. Хобби — скульптура.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей5 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.0873 грн
100 USD 2612.75 грн
100 EUR 2796.16 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи