События, происходящие в нашей стране в последний год, заставляют каждого украинца становиться все более экономически образованным и юридически подкованным. Рост тарифов, ускорение инфляции, скачки курса доллара США стали сегодня реальностью. Со значительным усложнением экономической ситуации становится все острее и проблема валютных кредитов.

Еще в конце 2014 года в качестве выхода из ситуации Национальный банк Украины предложил подписать Меморандум относительно урегулирования вопроса реструктуризации потребительских кредитов в иностранной валюте. К вопросам составления текста Меморандума были подключены эксперты, банки, а также общественный совет при НБУ.

Меморандум предполагал пересчет валютных кредитов в гривну по курсу на 1 января 2014 года, фиксацию процентной ставки и прощение штрафов и пени за просрочки. Однако процесс подписания Меморандума затянулся: к началу марта его подписали 11 банков. При подписании возникли проблемы согласования с государственными банками, а также банками с иностранным капиталом, кроме того, участие банков в составлении текста Меморандума способствовало включению пунктов, позволяющих сократить количество реструктурированных кредитов, не соответствующих определенным условиям.

Решить проблему валютных заемщиков взялись депутаты фракции «Народный фронт» Дзензерський, Дейдей, Бриченко, Лунченко и Фаермарк. 9 апреля в первом чтении Верховной Радой был принят предложенный ими законопроект «Про реструктуризацию обязательств по кредитам в иностранной валюте».

В пояснительной записке отмечено, что принятие данного законопроекта обусловлено необходимостью принятия оперативных мер, направленных на обеспечение финансовой стабильности в государстве, восстановление доверия населения к банковским учреждениям и государству в целом, поддержания экономического роста и обеспечения соблюдения конституционных прав граждан.

Чем же отличается предложенный законопроект от меморандума? В первую очередь, согласно законопроекту реструктуризации подлежат абсолютно все валютные кредиты вне зависимости от суммы и цели займа. Так, если меморандум предполагал обеспечение льготных условий в основном для владельцев социального жилья, то законопроект уже не накладывает подобных ограничений. Кроме того, курс доллара фиксируется уже не на 1 января 2014 года, а на момент заключения договора, что обяжет банки пересчитать часть ипотечных договоров уже не по 7,99, а, например, по 5,05 грн./дол. США. Безусловно, остается пункт о фиксации процентной ставки. Важным также является ограничение срока проведения реструктуризации одним месяцем с даты подачи заявления.

Стоит ли говорить, что подобная процедура ляжет неподъемным грузом не только на банковскую систему, но и на бюджет Украины. Ведь с момента начала действия данного закона банки столкнуться не только с непредвиденными убытками, но и проблемой ликвидности. Ведь, во-первых, отвечать перед валютными вкладчиками им придется по текущему курсу, а не сниженному, а во-вторых, текущих гривневых депозитов не хватит для сведения баланса. Проблема также усложняется постоянным оттоком вкладов из банковской системы. А если учесть параллельное принятие Верховной Радой в первом чтении законопроекта №1195, который предполагает запрет на досрочное снятие депозитов, то можно прогнозировать усиление оттока вкладов из банковской системы, т.к. вкладчики будут стремиться максимально забрать деньги из банков до начала действия данного закона.

Дабы не допустить коллапса банковской системы государству придется восполнять недостаток ликвидности в банковской системе именно за счет бюджета. И если на момент начала подписания меморандума для реализации его положений требовалось около 26,75 млрд грн., то на 1 января 2015 года эта сумма составила уже порядка 40 млрд грн., а это - не много не мало - 8% доходов бюджета, предусмотренных на 2015 год.

Следует также заметить, что опыт принятия подобных документов только в первом чтении уже был. Можно вспомнить, например, законопроект 4185а-2, принятый еще в сентябре 2014 года. Несмотря на то, что дальше первого чтения процесс не продвинулся, неорганизованность и несогласованность действий в рядах как Верховной Рады, так и НБУ по проблеме валютных кредитов дает заемщикам ложную надежду и повод придержать текущие платежи, надеясь на их сокращение. Что, естественно, еще больше усугубляет непростую ситуацию, сложившуюся на банковском рынке.