Почти три недели закон «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрет пропаганды их символики» дожидается подписи президента.

Пока он не вступил в законную силу, но вызвал массу обсуждений в обществе. Ведь если документ вступит в силу, в Харькове придется менять названия не только улиц, но и районов, и предприятий.

Менять названия на предприятиях не настроены


Харьковскому заводу «ФЭД» — заводу им. Феликса Эдмундовича Дзержинского уже приходилось отстаивать свое имя. В 1990-е годы, когда также шла борьба со всем постсоветским, директору предприятия, которым в то время был Александр Жданов, пришлось на разных уровнях доказывать, что это имя — бренд и менять его для завода недопустимо. Спустя много лет в интервью «Вечернему Харькову» Александр Жданов вспоминал, что тогда, дабы отстоять название «ФЭД», пришлось даже схитрить — сказать что аббревиатура расшифровывается как «Фотоаппараты. Этюды. Диапроекторы».

Теперь подобная проблема добралась и до остальных предприятий с «советскими именами». На заводе «Красная Звезда» заверяют, что о смене названия даже речи быть не может.

— Все поставщики и клиенты знают нашу продукцию под этим названием, поэтому менять его не планируем. Более того, будем за него бороться, подключим к этому процессу юристов. Нашему предприятию больше 90 лет, «Красная Звезда» — это бренд, смена названия может уничтожить завод, — говорят на предприятии.

На заводе «Красный Октябрь» о переименовании пока не задумывались.

— Законопроект мы, конечно, читали, на том пока и остановились. На официальном уровне вопрос переименования не поднимался, — говорят заводчане. — Если президент подпишет закон, будем искать пути, как его не нарушить, но название сохранить. Но пока об этом говорить преждевременно.

Могут столкнуться с необходимостью переименования и на ХТЗ им. Серго Орджоникидзе. Менять название здесь также не настроены, считая, что документ, принятый парламентом, назвать законом нельзя, и посему думать о том, как его воплощать в жизнь, незачем.

— Смена названия повлечет за собой смену уставных документов, а это совершенно исключено. Сейчас много говорится о том, что страна идет к капитализму, а его основой есть частная собственность, так разве можно в нее вмешиваться? Наше предприятие не государственное, соответственно, менять его название могут только учредители, — поясняют на ХТЗ. — Пока нет закона, говорить не о чем. А если мы идем в Европу, то должны и вести себя как европейцы, а не заниматься войной с мельницами.

На заводе «Турбоатом» принятие закона о «декоммунизации» совпало с ремонтом фасада, и когда на зданиях предприятия сняли советскую символику, горожане подумали, что предприятие уже избавляется от советского прошлого. На поверку оказалось, что все совсем не так.

— У нас проводится плановый ремонт фасадов, поэтому над проходной пришлось снять ордена и начать работы над фресками с изображением Владимира Ленина и Карла Маркса. Это никак не связано с новым законопроектом, и вся символика вернется на свои места по окончании реконструкции, — сообщила пресс-секретарь завода «Турбоатом» Оксана Щукина.

В госучреждениях тоже полно серпов и молотов


Если закон все же вступит в силу, избавляться от советской символики придется не только заводам, но и госучреждениям.

— В сессионном зале Харьковского областного совета мои помощники насчитали более сотни звезд и серпов с молотами. Получается, зал нужно закрыть на ремонт и сбить эту всю лепнину? Работа в таком случае предстоит колоссальная, — отмечает советник губернатора Харьковской области по вопросам взаимодействия с правоохранительными органами Сергей Стороженко. — К звезде, вообще, неоднозначное отношение. К примеру, звезды есть не только на советском, но и на других флагах — как с ними быть? Что делать со звездами на погонах офицеров — их тоже заменять? Думаю, у общества хватит разума, чтобы творчески подойти к исполнению этого закона, если он будет подписан.

Неоднозначными станут и названия многих харьковских школ, которым были присвоены имена героев Советского Союза.

— Сейчас в городе нет школ, которые просят присвоить им имена героев Советского Союза. Но в прошлые годы мы работали над тем, чтобы вернуть учебным заведениям утраченные имена героев времен Второй мировой, — говорит заместитель директора департамента образования харьковского горсовета Татьяна Стецюра. — О том, чтобы теперь проводить работу в обратном направлении, даже речи быть не может. Разве можно убирать имена героев Советского Союза? Это же наши ветераны, люди заслуженные. Надеюсь такого пункта не будет в этом законе.

Закон требует серьезных доработок


В топонимической комиссии Харькова уверяют, работ по избавлению от советских названий в городе сейчас не ведется.

— Когда закон будет подписан президентом и вступит в силу, будет создана рабочая группа, в которую войдут руководители отраслевых подразделений горисполкома, мы изучим закон и пути его реализации, — прокомментировал ситуацию ответственный секретарь топонимической комиссии Харьковского горсовета Алексей Хорошковатый. — Закон, который приняла Верховная Рада, нужно еще тщательно дорабатывать, поскольку формулировки, которые там есть на сегодняшний день, слишком общие и не включают многих нюансов и тонкостей. Помимо этого, в нем не прописан один из ключевых моментов — источник финансирования для воплощения этого документа в жизнь.

Первые правки уже внесены
Народные депутаты подкорректировали закон о «десоветизации», запрещающий коммунистическую символику и названия. Согласно новому решению Верховной Рады, теперь запрет не распространяется на документы органов власти и местного самоуправления, изданных до 1991 года, на оригиналы боевых знамен, государственные награды и надмогильные сооружения.