Харьковская муниципальная галерея приглашает харьковчан в необычный стеклянный мир — 24 апреля там открылась выставка «Микроклимат» молодого львовского автора Эвелины Тринцолин.

Для западной Украины гутництво — традиционное искусство, здесь занимаются им испокон веков. Название промысла происходит от слова «гута» — так именуют специальную печь. Изделия из гутного стекла отличаются прозрачностью, блеском и способностью передавать игру света.

Эвелина родом из Ивано-Франковской области, и стекло заворожило ее с детства.

— Я родилась в семье художника, и на мой выбор повлияли и творчество отца, и общение с его друзьями-художниками, — вспоминает девушка. — Конечно, сыграло роль и то, что стекло — очень впечатляющий материал. И во Львовской национальной академии искусств, которая считается единственным местом в Украине, где можно познать стекло, я научилась думать «по-стеклянному». Во Львове это искусство очень популярно, гутництво — это отдельная школа, которую нужно поддерживать и беречь, потому что она несет в себе и информацию, и историю. Стекло — очень специфический материл, с которым нужно обращаться только на «вы». При работе с камнем, бронзой, медью ты знаешь, что получится в результате. Со стеклом всегда получается экспромт. Этот материал нужно уметь чувствовать, а также в совершенстве знать технические моменты его изготовления. В процессе создания изделия материал проходит через разные технологические процессы, в том числе и через воздействие температур, и от этого во многом зависит результат. Стекло — хрупкий материал, который при любом несоблюдении технологии может треснуть. У меня случалось, что уже на финальном этапе — при холодной обработке — скульптуру разрывало. А бывает такое, что работа может простоять 15–20 лет, а потом вдруг лопнуть от небольшого сквозняка. Стекло непредсказуемо, как и наша человеческая природа, как и мы все.

Хрупкий материал легко может сломаться в мастерской от неосторожного движения или во время транспортировки. Для перевозки каждую стеклянную скульптуру приходится бережно укладывать в отдельную коробку, укутывать в мягкие материалы. И несмотря на предосторожности, когда Эвелина везла свои работы в Харьков, одну не уберегла — отломился кусочек стеклянной веточки. Впрочем, дизайнер нашла выход из ситуации: расположила сломанный фрагмент возле скульптуры, и все получилось отлично — будто так задумал автор.

— Я уже с этим смирилась, — делится Эвелина Тринцолин. — Иногда бывает сложно, но я никогда не возвращаюсь к работам, которые уже прошла. Если моя идея воплощена — и работа разбилась, я все равно уже не сделаю такую же, и у меня нет желания повторяться.

На выставке — не только интерьерные, но и философские скульптуры. Так, в центре экспозиции на постаменте стоит наполовину заполненная жидкостью стеклянная голова. Работа называется «Серое вещество». Внутри головы в веществе плавает маленький буек.

— Это внутренний запрет для мозгов, за который лучше не заплывать, — объясняет автор.
Впрочем, художник не должен себя ограничивать, считает Эвелина. Она планирует осваивать новые технологии обработки стекла. Не исключено, что однажды переключит свое внимание на более крепкие материалы. Художница признается, что ей интересно было бы заняться резьбой по дереву или созданием объемных скульптурных рельефов и объектов.

Стеклянную выставку можно посмотреть до 14 мая.