Когда началась война, на следующий же день у военкоматов выстроились длинные очереди – студенты рвались на фронт. С войны вернулись единицы.

Cчитали своим долгом остановить оккупантов


К началу Великой Отечественной войны в Харькове было 20 вузов, в которых учились более 30 тысяч студентов, рассказывает военный историк, редактор проекта «Харьков в войне», один из создателей мемориального комплекса «Высота маршала И.С. Конева» Валерий Вохмянин. Как только стало известно о нападении Германии, студенты сразу занялись строительством оборонительных рубежей и шли записываться в военкомате. Ребята могли продолжать учебу – они были освобождены от мобилизации, но считали своим долгом остановить нашествие фашистов. В начале войны в Харькове образовалось два студенческих батальона.

– Формирование  батальонов не было предусмотрено довоенными мобилизационными планами на случай войны, – отмечает Валерий Вохмянин. – Это была инициатива студентов. В состав формирования входили более 500 добровольцев из разных вузов: только из ХГУ, например, — 124 студента II-IV курсов, из авиационного института – 69.

– Кроме того, в ХГУ был создан батальон ополчения, который возглавил начальник военной кафедры И.В. Егоров, в дивизию входил ректор университета Александр Сазонов, – рассказывает директор Центра краеведения им. академика П.Т. Тронько ХНУ им. В.Н. Каразина, профессор кафедры историографии, источниковедения и археологии Сергей Куделко. – В ополчение записывались не только студенты, но и преподаватели, уважаемые профессора и академики.

Студбатовцем был и Олесь Гончар


Известный украинский писатель Олесь Гончар в 1941-м был студентом III курса филфака ХГУ. Ему одному из немногих студбатовцев посчастливилось выжить. После войны Олесь Гончар написал роман «Человек и оружие», главными героями которого стали студенты, добровольно ушедшие на фронт.

В конце июня 1941 года молодых добровольцев направили на подготовку в качестве политработников и командиров стрелковых взводов в Малиновку Чугуевского района. Писатель вспоминает, как студбат уходил из города: «Идут историки, литераторы, географы, биологи, химики... Пустеет улица Свободной академии (сейчас – Университетская. – авт.)... И неизвестно, кто из них вернется, а для кого не будет оттуда возврата».

Из студентов был сформирован батальон, который вошел в историю Великой Отечественной войны под названием «студбат».

– К сожалению, при их подготовке много внимания уделялось строевой, а не владению оружием, тактике ведения боя и действиям бойца в бою в составе подразделения, – говорит Валерий Вохмянин. – Вечером 6 июля 1941 года – немногим больше через неделю подготовки – студбатовцев подняли по тревоге, выдали оружие, продукты. К слову, вооружили их хорошо: дали новые полуавтоматические винтовки СВТ-40, которые не нужно было перезаряжать после каждого выстрела. Только хорошо пользоваться оружием ребята-то и не умели. Студбат эшелоном отправили в Киев, оттуда в Белую Церковь: в это время немцы подходили к окраинам столицы Украины. На этот участок бросали всех, кого могли: основная масса советских войск оставалась у границы и медленно отступала. Бойцы студбата вошли в состав 26-й армии Юго-Западного фронта, которая вела бои на подступах к Киеву, и распределили между 41-й, 97-й, 227-й стрелковыми дивизиями и 94-м погранотрядом.

9 июля вчерашние студенты приняли первый бой.

– Сначала дивизии и погранотряд, в составе которого были студбатовцы, разбомбила немецкая авиация, потом ударила артиллерия, а когда немцы подошли ближе, зазвучали минометы и пошли немецкие танки с пехотой, – рассказывает Валерий Вохмянин. – Восемь суток они оборонялись, но артиллерийской поддержки не было, пришлось отступать к Днепру. Студент авиаинститута Юрий Бухалов вспоминал: «Никакого списочного учета солдат не было, не было и проверки после боя,  мы даже не знали, кто погиб или попал в плен». Из 500 студентов после боя осталось не более 200. Отступали без телефонной и радиосвязи с другими частями армии. Двигались в основном ночью, проходили по 50-60 км за ночь. Многие не выдерживали темпа и отставали. Легкораненные при поддержке бойцов шли дальше, тяжелораненых оставляли в селах. Питались тем, что давали жители. Остатки батальонов собирались в Полтавской области – добралась лишь десятая часть личного состава.

Судьба второго батальона тоже была трагической


В конце лета стал формироваться второй батальон харьковских добровольцев из 1380 человек – в него вошли студенты, выпускники школ и техникумов, сотрудники предприятий.

– 8 сентября 1941 года их отправили эшелоном в военные лагеря Святогорска Донецкой области, включили в состав 4-го запасного стрелкового полка, – рассказывает Валерий Константинович. – В конце сентября немцы зашли на территорию Харьковской области, параллельно прорываясь на юге к Ростову и севернее Харькова в московском направлении. Но главным направлением считалось московское, поэтому все силы были брошены не на оборону Харькова и Ростова, а Москвы, туда и отправили харьковский батальон. 11 октября они прибыли в Тулу и в составе 33-й армии Западного фронта были направлены под Наро-Фоминск – стратегический пункт на подступах к Москве, где сходились две автомагистрали: Минск-Москва и Киев-Москва. На берегу реки Нара армии поставили задачу отбросить немцев за реку. 26 октября батальон начал выдвигаться на рубеж атаки, немцы заметили недостаточно обученных маскировке бойцов и накрыли артиллерийским минометным огнем, под которым советские войска пошли в атаку. Немцев ребята выбили, но полбатальона погибло. Оставшихся включили в состав 110-й стрелковой дивизии.
В боях под Белой Церковью в 1941 году погибли более 300 студбатовцев, с полей сражений за Москву вернулись единицы: в госуниверситет — лишь каждый десятый из ушедших на фронт, из 69 студентов авиационного института – только трое.

Студбатовцы на памятнике смотрят на Госпром
В селе Синява под Белой Церковью есть братская могила, где похоронены останки более 500 бойцов. Среди погибших есть и студбатовцы, но на памятнике высечены немногим более двухсот фамилий, остальные – неизвестны. В Харькове в память о ребятах, отдавших жизнь за Родину, был установлен памятник. Идея его создания возникла в 1981 году, но открыт он был спустя 18 лет – 28 октября 1999 года в День освобождения Украины.

– Памятник  создан за средства студентов, которые не один год  перечисляли заработанные в стройотрядах на Севере деньги, – вспоминает Сергей Куделко. – К слову, лица студбатовцев смотрят на 1-й подъезд – именно туда бежали студенты записываться в студбат, хотя авторы проекта об этом даже не знали.