Я — пенсионер, переехавший с временно оккупированной территории Украины, где до последнего времени работал. Сейчас не работаю, трудовая книжка осталась на предприятии. Как мне подтвердить факт увольнения с работы? Владимир

Как разъяснили в Пенсионном фонде Украины, с 1 апреля нынешнего года вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения» от 02.03.2015 № 213-VIII, которым, в частности, установлен особый порядок выплаты пенсии работающим пенсионерам. Вопрос трудоустройства и увольнения с работы регулируются Кодексом законов о труде Украины.

В соответствии с пунктом 2.4 Инструкции о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной приказом Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты Украины от 29.07.1993 № 58, все записи в трудовую книжку о приеме на работу, переводе на другую работу или увольнении вносятся после приказа (распоряжения) и должны соответствовать тексту приказа (распоряжения).

Уволить работника имеет право собственник или уполномоченный им орган, который принимал его на работу.

Согласно пункту 2.21 Порядка предоставления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» документами, подтверждающими, что человек не работает (не осуществляет деятельность, связанную с получением дохода, который является базой начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование), являются: трудовая книжка, индивидуальные сведения о застрахованном лице, предоставляемые отделом персонифицированного учета, и сведения об отсутствие информации о государственной регистрации физического лица — предпринимателя.

В случае отсутствия в трудовой книжке записи об увольнении с работы человек может предоставить другой документ, подтверждающий факт его увольнения (например, копию или выписку из приказа об увольнении, справку предприятия). Документы, выданные предприятиями, организациями, учреждениями, расположенными на территории проведения антитеррористической операции, принимаются органами ПФУ, если они соответствуют требованиям действующего законодательства Украины.

Для лиц, перемещенных с временно оккупированной территории Украины и районов проведения АТО, которые не работают, но не могут предоставить вышеуказанные документы об увольнении, статус «безработный» может определяться на основании личного заявления пенсионера с указанием даты, с которой он не работает, и объяснением обстоятельств, в связи с которыми невозможно внести запись в трудовую книжку или предоставить ее оригинал. Орган ПФУ проверяет индивидуальные сведения о застрахованном лице — в частности, уплатил ли он страховые взносы, не зарегистрирован ли как частный предприниматель — и после анализа полученной информации проставляет соответствующий статус.

После подтверждения факта увольнения выплата пенсии производится в полном объеме.