Подходит к концу концертный сезон в Харьковской филармонии — у музыкантов и инструментов скоро начнется большой летний антракт.
О том, как будет проводить летние каникулы царь инструментов — загадочный и величавый орган, — «Вечернему Харькову» рассказал солист-органист Харьковской областной филармонии Станислав Калинин.— Станислав Александрович, когда у органа начинаются летние каникулы?
— Закрытие харьковского органного сезона состоится 28 июня. Это будет мой сольный концерт «Органные шедевры четырех столетий». В программе — самые яркие органные произведения, созданные с ХVII до конца ХХ века. Нынешний сезон стал для органа тяжелым. В прежние годы концерты филармонии проходили в двух залах — на ул. Рымарской и в здании Успенского собора. В органном зале благодаря благодаря толстым массивным стенам собора всегда сохранялся относительно стабильный микроклимат. Концертный сезон 2014–2015 годов был необычным: в связи с реконструкцией филармонии все концерты проходили в здании Успенского собора. В органном зале каждый день были концерты и репетиции коллективов филармонии и гастролеров. Чтобы музыкантам и публике было комфортно, зимой органный зал отапливался чаще обычного, поэтому температура в течение дня сильно колебалась, менялась и влажность воздуха. На изменения температуры и влажности реагирует любой инструмент, созданный из живых материалов, а для органа это была колоссальная нагрузка. Это очень сложный инструмент — со множеством мелких деталей из дерева, металла, с элементами электроники. От резкого изменения микроклимата может произойти, например, залипание клапанов, от перепадов влажности деревянные фрагменты органа могут сузиться или расшириться и во время игры их может заклинивать.
— И как вы собираетесь поправить пошатнувшееся здоровье инструмента?
— Орган в хорошей форме, но ему требуется отдых. У нас есть мастер, который следит за состоянием инструмента, ухаживает за ним, настраивает перед каждым сольным концертом. Лето — это время, когда нет концертов, значительно меньше репетиций, и мастер сможет капитально перебрать детали инструмента. Органу нужна такая перезагрузка.
— И как долго будет длиться перезагрузка?
— Мы стараемся пойти навстречу публике, и в период летних отпусков уже не первый год организовываем августовские вечера — они начнутся с 13 августа. В этот период будут проходить и органные концерты. Сольный традиционно состоится в День освобождения Харькова — 23 августа
— Орган кажется одушевленным, живым. Интересно, вы будете скучать по нему в период разлуки?
— Я стараюсь надолго с ним не расставаться, и большую часть отпуска провожу в органном зале. Для музыканта расставание с инструментом, во-первых, неприятно, во-вторых, невозможно: для любого артиста лето — это время, когда нет концертов, и можно что-то переосмыслить, сделать наработки на новый сезон, чтобы порадовать публику чем-то новым и вкусным.
— А как происходит встреча после расставания?
— Возможно, это звучит несколько наивно, но с органом действительно выстраиваются личностные отношения. Когда я захожу в органный зал, всегда с ним здороваюсь. После длительной поездки извиняюсь, если на нем играл кто-то другой, хотя знаю, что он не обиделся. Я люблю ездить на гастроли и знакомиться с другими органами. А если еду в город, где уже играл, знаю, что встречусь со своим знакомым: я помню его, а он помнит меня.
— Орган — мощный инструмент. Понимают ли органную музыку дети?
— То, что орган — мощный, громкий, помпезный инструмент, — это отчасти стереотип. Он — как космос. Это вселенский, универсальный инструмент: у него широкий диапазон эмоций и звуков — он может звучать очень тихо, нежно и проникновенно, и органные программы представляют весь спектр звучания. Дети в состоянии осмыслить органную музыку и получить первое представление об инструменте.
— А как дети реагируют на звук органа?
— Пожалуй, так же, как и и взрослые, которые впервые приходят в органный зал, — глаза становятся немного ошарашенными. За тысячелетнюю историю написано много разной органной музыки, и огромный диапазон звуков и эмоций органной музыки действительно впечатляет. Кроме того, наш органный зал находится в помещении собора, и это создает у зрителя определенный настрой еще до концерта. А когда начинает звучать музыка — в орган уже невозможно не влюбиться.
— Второй год люди находятся в состоянии стресса из-за происходящего в стране. Как это отразилось на посещаемости?
— Весной прошлого года наблюдался очень сильный спад. В нынешнем сезоне публики стало заметно больше. Кроме того, сейчас к органной музыке зрители проявляют особое внимание — у них особые глаза, особое слушание. Классическая музыка за столетия пережила много самых разных политических событий, истории дружбы и вражды, она несет не сиюминутные ценности. В этом сезоне я побывал на гастролях в разных регионах Украины, недавно вернулся из США. На концертах сразу понимал: эти люди не случайно пришли в органный зал. Раньше бывали периоды (артист это всегда очень тонко чувствует), когда на концерты приходили случайные люди: по принципу — шли мимо, хорошая погода, почему бы не зайти. А последний год и в Харькове, и по всей стране я чувствую, что в зале находится только та публика, которой очень нужно именно это и именно сейчас, поэтому что таких ощущений из другого источника они не получат. Сейчас вечную музыку люди в любом уголке страны слушают с жизненно важным интересом. Это стало для меня самым большим открытием нынешнего сезона.