Культура

  • 719
  •  / 

Харьковский музыкант проводит отпуск в органном зале

Харьковский музыкант проводит отпуск в органном зале
Подходит к концу концертный сезон в Харьковской филармонии — у музыкантов и инструментов скоро начнется большой летний антракт.
О том, как будет проводить летние каникулы царь инструментов — загадочный и величавый орган, — «Вечернему Харькову» рассказал солист-органист Харьковской областной филармонии Станислав Калинин.

— Станислав Александрович, когда у органа начинаются летние каникулы?

— Закрытие харьковского органного сезона состоится 28 июня. Это будет мой сольный концерт «Органные шедевры четырех столетий». В программе — самые яркие органные произведения, созданные с ХVII до конца ХХ века. Нынешний сезон стал для органа тяжелым. В прежние годы концерты филармонии проходили в двух залах — на ул. Рымарской и в здании Успенского собора. В органном зале благодаря благодаря толстым массивным стенам собора всегда сохранялся относительно стабильный микроклимат. Концертный сезон 2014–2015 годов был необычным: в связи с реконструкцией филармонии все концерты проходили в здании Успенского собора. В органном зале каждый день были концерты и репетиции коллективов филармонии и гастролеров. Чтобы музыкантам и публике было комфортно, зимой органный зал отапливался чаще обычного, поэтому температура в течение дня сильно колебалась, менялась и влажность воздуха. На изменения температуры и влажности реагирует любой инструмент, созданный из живых материалов, а для органа это была колоссальная нагрузка. Это очень сложный инструмент — со множеством мелких деталей из дерева, металла, с элементами электроники. От резкого изменения микроклимата может произойти, например, залипание клапанов, от перепадов влажности деревянные фрагменты органа могут сузиться или расшириться и во время игры их может заклинивать.

— И как вы собираетесь поправить пошатнувшееся здоровье инструмента?

— Орган в хорошей форме, но ему требуется отдых. У нас есть мастер, который следит за состоянием инструмента, ухаживает за ним, настраивает перед каждым сольным концертом. Лето — это время, когда нет концертов, значительно меньше репетиций, и мастер сможет капитально перебрать детали инструмента. Органу нужна такая перезагрузка.

— И как долго будет длиться перезагрузка?

— Мы стараемся пойти навстречу публике, и в период летних отпусков уже не первый год организовываем августовские вечера — они начнутся с 13 августа. В этот период будут проходить и органные концерты. Сольный традиционно состоится в День освобождения Харькова — 23 августа

— Орган кажется одушевленным, живым. Интересно, вы будете скучать по нему в период разлуки?

— Я стараюсь надолго с ним не расставаться, и большую часть отпуска провожу в органном зале. Для музыканта расставание с инструментом, во-первых, неприятно, во-вторых, невозможно: для любого артиста лето — это время, когда нет концертов, и можно что-то переосмыслить, сделать наработки на новый сезон, чтобы порадовать публику чем-то новым и вкусным.

— А как происходит встреча после расставания?

— Возможно, это звучит несколько наивно, но с органом действительно выстраиваются личностные отношения. Когда я захожу в органный зал, всегда с ним здороваюсь. После длительной поездки извиняюсь, если на нем играл кто-то другой, хотя знаю, что он не обиделся. Я люблю ездить на гастроли и знакомиться с другими органами. А если еду в город, где уже играл, знаю, что встречусь со своим знакомым: я помню его, а он помнит меня.

— Орган — мощный инструмент. Понимают ли органную музыку дети?

— То, что орган — мощный, громкий, помпезный инструмент, — это отчасти стереотип. Он — как космос. Это вселенский, универсальный инструмент: у него широкий диапазон эмоций и звуков — он может звучать очень тихо, нежно и проникновенно, и органные программы представляют весь спектр звучания. Дети в состоянии осмыслить органную музыку и получить первое представление об инструменте.

— А как дети реагируют на звук органа?

— Пожалуй, так же, как и и взрослые, которые впервые приходят в органный зал, — глаза становятся немного ошарашенными. За тысячелетнюю историю написано много разной органной музыки, и огромный диапазон звуков и эмоций органной музыки действительно впечатляет. Кроме того, наш органный зал находится в помещении собора, и это создает у зрителя определенный настрой еще до концерта. А когда начинает звучать музыка — в орган уже невозможно не влюбиться.

— Второй год люди находятся в состоянии стресса из-за происходящего в стране. Как это отразилось на посещаемости?

— Весной прошлого года наблюдался очень сильный спад. В нынешнем сезоне публики стало заметно больше. Кроме того, сейчас к органной музыке зрители проявляют особое внимание — у них особые глаза, особое слушание. Классическая музыка за столетия пережила много самых разных политических событий, истории дружбы и вражды, она несет не сиюминутные ценности. В этом сезоне я побывал на гастролях в разных регионах Украины, недавно вернулся из США. На концертах сразу понимал: эти люди не случайно пришли в органный зал. Раньше бывали периоды (артист это всегда очень тонко чувствует), когда на концерты приходили случайные люди: по принципу — шли мимо, хорошая погода, почему бы не зайти. А последний год и в Харькове, и по всей стране я чувствую, что в зале находится только та публика, которой очень нужно именно это и именно сейчас, поэтому что таких ощущений из другого источника они не получат. Сейчас вечную музыку люди в любом уголке страны слушают с жизненно важным интересом. Это стало для меня самым большим открытием нынешнего сезона.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей7 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 USD 2609.74 грн
10 RUB 4.0858 грн
100 EUR 2801.29 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи