Харьков

  • 4325
  •  / 

Почему в маршрутках не выдают билеты?

Почему в маршрутках не выдают билеты?
Почему в маршрутках не выдают билеты? Билет за оплаченный проезд в харьковской маршрутке – большая редкость. «Вечерний Харьков» решил выяснить, должны ли водители обилечивать пассажиров и почему?

«Одни не выдают билеты, другие – закрывают на это глаза»


– Почему в маршрутках не дают билеты? – позвонил в редакцию читатель Виктор Семенович. – Как-то потребовал у водителя, на что тот язвительно поинтересовался, мол, в каком веке живешь, дядя? Остальные пассажиры промолчали, и я засомневался: может, и правда водитель не обязан обилечивать пассажиров?

Невыдача билетов в маршрутках – явление распространенное, подтверждает президент общественной организации «Товариство учасників руху» Александр Ситенко.

– Пассажир не должен просить у водителя билет – тот обязан это сделать сам сразу при расчете за проезд, – подчеркивает он. – Невыдача билета пассажиру – грубейшее нарушение закона, это сознательный перевод всей системы пассажирских перевозок в криминальную сферу. Билет – это документ, который участвует в системе реального оборота финансовых средств в сфере пассажирских перевозок. Сейчас даже на рынке вводятся кассовые аппараты, а билет – это тот же чек, то есть документ, свидетельствующий об оплате услуги перевозки. Он дает возможность контролировать поступление денежных средств и отчисления в бюджет, то есть формирование ресурсов для выплаты той же пенсии, зарплат врачам, учителям и т. д.

«Билет – это своего рода страховой полис»


Кроме того, в случае аварии билет является своеобразным страховым полисом для пассажира.

– Водитель и транспортное предприятие берут на себя ответственность за то, что усадили пассажира в салон и довезли до места назначения живым, здоровым и невредимым, – говорит он. – Недавно в Винницкой области произошла страшная авария: перевернулся автобус, трое пассажиров погибли, 20 получили травмы разной степени тяжести, в том числе и пятилетний ребенок. А поскольку билетов не было – возникли проблемы с оплатой их лечения. Билет – это своего рода страховой плис: в случае аварии все расходы на лечение должна взять на себя компания-перевозчик.

Как объяснил правозащитник, аварийный комиссар Вячеслав Манукян, любое транспортное средство должно иметь полис гражданско-правовой ответственности, которым предусмотрены выплаты страхового возмещения третьим лицам, то есть пассажирам.

– И если пассажир пострадал в дорожно-транспортном происшествии – страховая компания виновного лица обязана возмещать ущерб потерпевшему, – говорит он. – А билет как раз и является доказательством того, что человек в этот момент был в автобусе. Если его нет – страховая компания может заявить, мол, у нас нет оснований верить правоохранительным органам: мало, что вас признали потерпевшим лицом – у вас нет доказательств. И человек останется ни с чем.

Почему водители не хотят давать билеты?


В свою очередь председатель союза работодателей на автомобильном транспорте в Харьковской области Николай Шевченко объясняет нежелание маршруточников выдавать билеты погрешностями в законодательстве.

– Есть Закон «Об автомобильном транспорте», где четко написано, что в автобусе водитель должен выдавать билеты и вести билетно-учетный лист. Минтранс издал приказ, где четко расписывается форма билета и все, что с этим связано. Но год назад эта норма отменяется и вводится новая, предусматривающая введение новой формы товарно-кассовых книг, согласно которой должны быть квитанции – и ни слова о билетах. И теперь водители, опираясь на это постановление Минтранса, не дают билеты, – говорит Николай Шевченко. – Непрофессиональные специалисты, не понимая специфики транспорта, решили, что маршрутки – это МАФы (киоски), а посему в товарно-кассовую книгу вписывается одна квитанция за весь день работы. И если предыдущее постановление Минтранса регулировало, что после каждого рейса водитель обязан записать в товарно-кассовую книгу номера билетов (а это четкий контроль), то теперь стала возможной такая ситуация: автобус целый день проработал, а в конце дня записали, что он проездил всего одну ходку. Государство само отказалось от денег в государственную казну. При этом квитанций-то до сих пор нет.

Проконтролировать выдачу билетов не может и Укртрансинспекция – организация, которая следила за соблюдением законодательства на транспорте.

– Всего по Украине было 750 инспекторов, но новая власть пришла к мнению, что это много и решили оставить 100 человек. И сейчас на Харьковскую область приходится пять сотрудников, в том числе директор и секретарь. Что они могут сделать? – разводит он руками. – Нужна грамотная государственная политика. Сейчас я ее не вижу, а ведь я работал при 12 министрах транспорта Украины из 15.

«Закон превыше всего»


Между тем, Вячеслав Манукян настаивает: водитель маршрутки обязан выдать пассажиру билет – однозначно.

– Это предусмотрено Законом «Об автомобильном транспорте». Закон превыше всего – это юридическая норма. Приказ Минтранса не может быть выше закона. А водители ищут лазейки в законодательстве, чтобы не обилечивать пассажира, – говорит правозащитник. – Недавно я был в Киеве: поставил машину и специально ездил на маршрутках – во всех автобусах у водителей рядом с «копилочкой» для денег на виду лежит рулон билетов старого еще образца. Хотя, сославшись на этот же приказ Минтранса, они могут его убрать, и тем не менее не делают этого. Пусть даже они выкладывают эти билеты, чтобы просто «замылить глаза», но этот шаг уже говорит о том, что люди пытаются найти какой-то компромисс. И когда пассажир, оплачивая проезд, произносит слово «билет» – водитель-киевлянин безропотно выполняет его просьбу. Это пример того, что киевские водители маршрутки не лезут на рожон, потому что в столице более прозрачная система надзора за общественным транспортом, за перевозчиками, которую наладил Кличко. А в Харькове общественный транспорт по прежнему остается мафиозной структурой, которая «крышуется» определенными лицами, которые имеют с этого свой процент. И эта коррупционная составляющая позволяет нашим перевозчикам вести себя таким образом.

«Почему бы пассажирам не забастовать?»


Как же можно подстраховаться, если водитель отказывается выдать билет? Александр Ситенко советует в этом случае зафиксировать факт отказа, например, на диктофон в своем телефоне.

– Сказать на диктофон: сел в автобус такой-то номер, по такому-то маршруту, в такое-то время, водитель отказался выдать билет. Проезд оплатил – еду дальше без билета, – подсказывает он.

А потом обратиться с жалобой во все инстанции, которые защищают права потребителей (поскольку пассажир является потребителем услуги по перевозке пассажиров), а также в общественную организацию «Товариство учасників руху» (тел. (057) 751-85-22).

А Вячеслав Манукян призывает пассажиров отказаться на день-два от поездок в маршрутках и пересесть на трамваи, троллейбусы и метро.

– Почему бы пассажирам в такой ситуации не забастовать на денек-другой, чтобы дать понять маршруточникам, что права пассажиров нужно уважать? – говорит он. – И предупредить: если и дальше так будут относиться к пассажирам и их правам – то акция повторится. А день простоя одного автобуса типа «Богдана» обойдется перевозчику в 1600 гривен убытка. А сколько их в городе? Какой удар по карману? Это сила. Я уверен – ситуация поменяется.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Наши рекламные кампании

Лента новостей28 июля

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.3596 грн
100 USD 2590.04 грн
100 EUR 3028.8 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи