Гость «Вечернего Харькова» — народный депутат Украины от фракции «Об’єднання «Самопоміч» Роман Семенуха.

За киберпреступления нужно наказывать жестче


— Добрый день, Роман Сергеевич. Расскажите о законопроектах, которые вы подали на рассмотрение Верховной Рады.

— Два последних законопроекта, поданных мною в парламент, касаются кибербезопасности. Мы с коллегами внесли предложение усилить уголовную ответственность за киберпреступления. На сегодняшний день в Украине отсутствует первичный закон, который бы регулировал вопросы кибернетической безопасности государства. Я один из его соавторов проекта такого закона, в ближайшее время мы его зарегистрируем и надеюсь, что в этом году он уже вступит в силу. Это очень важно, поскольку у нас все больше расчетов производится онлайн. Кроме того, в нынешнем и следующем году мы будем усиленно внедрять электронные административные услуги и электронный документооборот, поэтому кибербезопасность Украины очень важна.

Мажоритарная система выборов себя не оправдала


— Здравствуйте, меня зовут Маргарита Сергеевна. Ваша политическая сила торопит парламент с принятием закона о местных выборах. Почему это так важно для страны? Каким должен быть этот закон? По какой системе должны проводиться местные выборы?

— Реформа избирательного законодательства, в том числе и переизбрания советов, — одна из ключевых реформ, которая обозначена в коалиционном соглашении. К сожалению, новый закон о выборах в местные советы до сих пор не принят. Есть четыре альтернативных законопроекта. Один из них мы лоббируем. И это не просто новый первичный законопроект — это фактически реформа. Мажоритарная система выборов себя не оправдала, поэтому мы должны перейти к системе, существующей в большинстве стран Европы, где люди могут выбирать не просто партию, а конкретного человека от этой партии. Это усилит ответственность как населения за избрание того или иного кандидата, так и самого кандидата перед избирателями, а также улучшит качественный состав местных советов. Мы предлагаем уменьшить срок выборов, чтобы люди не жили в перманентной предвыборной кампании. Чтобы сформировать комиссии, познакомить людей с кандидатами, проголосовать и посчитать, достаточно 60, а то и 45 дней. Кроме того, мы предлагаем существенно ограничить телерекламу и наружную рекламу. Внедряем конструктивное предложение по гендерному равенству — чтобы каждым третьим кандидатом в депутаты от партии была женщина. Кроме того, хотим ввести избрание мэров в два тура. Если в первом туре разрыв между кандидатами, занявшими первое и второе места, более 20%, второй тур не проводится, если меньше — второй тур необходим. Но чтобы избрать достойного человека, нужно обязательно проголосовать. Многие привыкли доверять свою судьбу кому-то другому, но «Самопоміч» считает, что пассивную привычку избирателей необходимо менять, поскольку альтернативу выборам в мире еще не придумали.

Харьковчанам надо чаще ездить в гости


— Меня зовут Валентина. Я всю жизнь прожила в Харькове. Хотелось бы узнать, что вы как депутат сделали для процветания нашего города.

— Если говорить о харьковских инициативах, то, во-первых, стоит отметить работу над бюджетом, над децентрализацией страны, в том числе и бюджетной, которая позволит больше средств оставлять на местах. Харьковская область — одна из немногих недотационных, и это даст ей возможность по окончании бюджетной децентрализации оставлять себе приличную сумму на нужды местной громады. Если говорить о локальных инициативах, то я с коллегами инициировал введение ночного поезда сообщением Харьков—Львов. Это очень важно, поскольку данное направление всегда было перегружено. Помимо этого, если бы люди из западных и восточных областей чаще ездили в гости друг к другу, население было бы более едино в своих порывах и чаяниях.

Харьковчан обязательно затронет процесс приватизации предприятий. Есть ряд предложений от правительства выставить на продажу нескольких ключевых харьковских заводов. Мы будем активно их отстаивать, и это принципиальный вопрос, поскольку Харьков — промышленный город. Стратегия «Самопомочі» такова, что мы должны продавать предприятия под определенные инвестиционные обязательства, четко прописанные в договоре с покупателем, который обязуется, к примеру, вложить в предприятие такие-то деньги, сохранить столько-то рабочих мест. Отдельный разговор — о недопущении российского капитала к приватизации стратегически важных для региона объектов.

Коррупцию можно победить, но нужна воля руководства страны


— Роман Сергеевич, скажите, насколько это реально — победить коррупцию и какими должны быть первые шаги на этом пути?

— Международные партнеры Украины говорят о коррупции в нашей стране. Лично я не вижу желания руководства страны бороться с этим явлением. С одной стороны, Украина достаточно много сделала, приняв закон о люстрации. Многие его критикуют, но по этому закону приблизительно полторы тысячи человек люстрированы, еще около двух тысяч должностных лиц освободили кресла добровольно, и это немаловажно. Я далек от иллюзии, что все сегодняшние проблемы достались нам от предыдущих президента и правительства. Мне кажется, такое наследие нам осталось после правления всех президентов, парламентов и правительств без исключения. Нужны добрая воля первых лиц государства и соответствующее законодательство. Кроме того, чтобы побороть коррупцию, нужно ввести принцип неотвратимости наказаний. Как только чиновники осознают, что за преступление придется сесть в тюрьму, они перестанут злоупотреблять служебным положением. Мне кажется, что наше общество значительно больше готово к борьбе с коррупцией, чем властные структуры.

— Расскажите, какие, по вашему мнению, реформы необходимы сейчас стране больше всего?

— В первую очередь — конституционная, поскольку к ней привязана административная и бюджетная децентрализация. Однозначно нужна реформа правоохранительных органов: создание национальной полиции, муниципальной охраны. Необходима налоговая реформа, дерегуляция бизнеса, а также пенсионная реформа и обновление в области здравоохранения.

— Добрый день, Роман Сергеевич. Сейчас Рада рассматривает законопроект о национальной полиции. Как вам кажется — она действительно будет отличаться от милиции либо это фикция?

— Верховная Рада в первом чтении уже приняла законопроект о полиции. У меня, как и у многих, есть подозрения, что реформа будет не такой глобальной, как нам декларируют. Чтобы чего-то добиться, нужно, во-первых, провести тотальную переаттестацию для правоохранителей по совершенно новым и строгим требованиям. Во-вторых, нужно существенно, в разы, увеличивать фонд заработной платы для силовиков. В этих вопросах, мне кажется, также не достаточно политической воли со стороны руководства страны. Позитивно, что в стране сейчас около 30 тысяч демобилизованных мужчин и часть из них пошла бы служить в новую национальную полицию. В других странах, которые проводили реформу в правоохранительных органах, не было такого кадрового потенциала.

На сегодняшний день реформ в действии в стране еще нет. Все, что задекларировано, я называю реформами-невидимками. В нескольких отраслях что-то происходит, но это скорее случайность, чем тенденция. Реализовать все обещанное государство должно хотя бы для того, чтобы вернуть к себе доверие. Что касается правоохранительных реформ, то там работы очень много. С 1 июля вступает в действие закон о прокуратуре. Сейчас в первом чтении рассматривается закон о полиции и я надеюсь, что удастся запустить эту реформу. В первом чтении принят законопроект о муниципальной охране — местным советам фактически будет разрешено создавать определенные подразделения для обеспечения правопорядка. Я инициирую внесение правок в этот закон, согласно которым деятельность муниципальной охраны должна быть приостановлена, если в ней есть признаки преступления. Если бы была воля у президента, правительства и Верховной Рады, новые правоохранительные органы можно было бы сформировать за полтора-два года и в эти же сроки население увидело бы изменения к лучшему.

Этот узел нужно разорвать


— Меня зовут Александр. Почему мы отказываемся от создания в Украине — унитарной стране — двухпалатного парламента по примеру Польши, Испании, Италии, Чехии, Хорватии, Франции, Беларуси?

— Я являюсь поклонником идеи двухпалатного парламента. И Польша, которая упоминается в вопросе, — очень удачный пример. Нижняя польского парламента состоит из 230–250 депутатов, в верхней палате — 80–100 избранников, и это сбалансированное количество. Процитирую одного из украинских политиков, который сказал, что основная ошибка конституционной реформы 1996 года в том, что парламент заложил «треугольник несчастья»: президент — Верховная Рада — Кабмин. Мы живем и не понимаем: то ли мы президентско-парламентская республика, то ли парламентско-президентская. Этот узел нужно разорвать. Я считаю, что Украина будет более успешной как парламентско-президентская республика, а укрепления парламентаризма в Украине можно достичь с помощью двухпалатного парламента. Тем более, когда мы пройдем децентрализацию, подобная система только усилит присутствие регионов в парламенте и реинтегрирует страну в одно целое. Мне кажется, что это очень хороший метод решить многие проблемы на данном этапе развития страны.


Личное дело



Роман Сергеевич СЕМЕНУХА родился 30 июля 1977 года в Харькове. В 1994 году окончил харьковскую среднюю школу № 104, в 2009-м — Харьковский государственный университет питания и торговли по специальности «Экономика предприятия». В период 2008–2010 годов учился в международном институте менеджмента ЛИНК (в рамках программ MBA). С 2002-го по 2013-й работал в нескольких коммерческих компаниях, в 2013-м стал основателем компании «Интехсофт». С 1997 года занимается общественной деятельностью. С 2014 года — в рядах «Самопомочі».

Женат, воспитывает двоих дочерей.