Харьковчане, массово страдающие от неработающих домофонов, задумываются над тем, чтобы отказаться от навязанных им услуг коммунального предприятия и перейти к обслуживанию частными компаниями.

Возможно ли это, выяснял «Вечерний Харьков».

Проблема с неработающими домофонами приобретает размеры эпидемии. В  «Вечерний Харьков» поступает множество звонков от читателей, которые жалуются, что устали ждать, когда КСП «Харьковгорлифт», которому горсовет передал на обслуживание домофонное хозяйство, отремонтирует вышедшие из строя устройства.

— Года три назад домофонная компания установила на подъезд оборудование. Домофон работал исправно. А после того как замково-переговорные устройства были переданы на баланс КСП, начались проблемы. Последние два месяца мы живем без домофона, — рассказывает Юрий Дмитриевич, проживающий на пр. Гагарина, 38а. — Все оборудование — проводка, датчики на дверях, трубки в квартирах, замок на двери подъезда — есть, замок работает, а связи с квартирами нет. Гости звонят жильцам по мобильному телефону, сообщают, что стоят у дверей подъезда — и хозяева спускаются, чтобы открыть дверь. В «Харьковгорлифте» мне сначала сказали, что заключили договор с подрядчиком на обслуживание нашего дома. В подрядной организации подтвердили, что такой договор есть и пообещали устранить проблему в течение двух дней. Но прошла неделя — домофон по-прежнему не работал. Я снова позвонил в «Харьковгорлифт», и тут мне уже сообщили, что, увидев объем работы, подрядчик отказался. А что делать нам? Причем это проблема не только нашего подъезда: по телефону 15-62 говорят, что буквально завалены заявками по неработающим домофонам.

В КСП «Харьковгорлифт» подтверждают: в среднем в день они принимают около 500 заявок от абонентов.

— В основном люди жалуются на отключенные трубки домофонов и неработающие кнопки входа, — говорит диспетчер КСП «Харьковгорлифт» Ольга Чалая. — Больше всего заявок поступает от жителей Салтовки.

Инженер предприятия Петр Лазаренко уверен, что неизвестные лица умышленно отключают домофонное оборудование.

— Участились случаи воровства: снимаются панели вызова, блоки питания. Зафиксированы случаи порезки домофонных сетей и т. д., — говорит представитель «Харьковгорлифта». — За последние два-три месяца случаи вандализма участились, а на восстановление одной домофонной панели необходимо более 2000 гривен без учета оплаты труда рабочих и затраченных средств на выезд.

О случаях хищений «Харьковгорлифт» регулярно оповещает правоохранительные органы и прокуратуру.

— Так как это приобрело массовый характер, нам необходимы дополнительные ресурсы, — говорит Петр Лазаренко. — Сейчас мы доформировываем ремонтные бригады.

Как заверили в КСП «Харьковгорлифт», за то время, пока домофон не работал, предприятие сделает потребителям перерасчет.
 
— За первое полугодие 2015 года перерасчет был произведен 54 тысячам абонентов на сумму более 298 тысяч гривен, — сообщила бухгалтер предприятия Яна Игумнова. — Абонент оставляет заявку о неисправности домофона в информационно-диспетчерской службе 15-62 или диспетчерам предприятия, там фиксируют дату поломки, передают заявку мастерам. Как только неполадку устраняют, отмечается дата ввода прибора в эксплуатацию, на основании чего абоненту производят перерасчет.

Если ждать, когда КСП «Харьковгорлифт» все-таки отремонтирует неработающий домофон, нет возможности или желания, от его услуг можно и отказаться, считают юристы.

— Если люди оплачивают услугу по обслуживаю домофона, но она не предоставляется — по гражданскому законодательству есть основания для расторжения договора. Потребители могут это сделать в одностороннем порядке, написав заявление в адрес предприятия об отказе от услуги в связи с тем, что она предоставляется ненадлежащим образом, — говорит руководитель Юридической клиники НЮУ им. Ярослава Мудрого Виктор Янишен. — Тем более, что альтернатива коммунальщикам по обслуживаю домофонов есть. Если мы не можем поменять компанию, которая поставляет, например, электричество или тепло, то в случае с домофонами это технически возможно. Загвоздка лишь в том, что частная компания не может обслуживать оборудование, которое находится на балансе коммунального предприятия. В этом случае частникам придется установить свое.

Поэтому, прежде чем отказываться от услуг КСП, специалист рекомендует жильцам сначала обратиться в домофонную компанию и уточнить, готовы ли частники выполнить эту работу.

Частные фирмы уверяют, что готовы взять на обслуживание даже отдельные подъезды. Как посоветовали в одной из домофонных компаний, чтобы оформить письменный отказ от услуг КСП «Харьковгорлифт», можно написать заявление о расторжении договора и выслать его заказным письмом с уведомлением по адресу коммунального предприятия.

— Если же предприятие, которое оказывает услуги ненадлежащим образом, будет продолжать присылать квитанции — необходимо обратиться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве, — говорит директор харьковского территориального отделения одной из домофонных компаний Инна Белоцерковец. — Харьковчане должны понимать, что домофонные системы — это их собственность, и у них есть право выбора компании, которая будет качественно выполнять работу. Только от жильцов и от их выбора зависит, кто будет обслуживать домофон в их подъезде.