Предстоящие выборы в местные советы состоятся 25 октября и пройдут по новым правилам — Верховная Рада наконец приняла долгожданный закон о выборах.

Документ еще не опубликован и, соответственно, не вступил в силу, но уже вызвал бурю эмоций в обществе. Каких новаций ждать избирателям, выяснял «Вечерний Харьков».

В соответствии с новым законом избирательная кампания стартует 25 августа и продлится 60 дней.

В населенных пунктах, где проживает более 90 тысяч избирателей, депутатов будут выбирать по партийным спискам, в остальных будет действовать мажоритарная система с правом самовыдвижения.

— Если сравнивать с прошлыми законами — этот лучше, — говорит председатель Харьковского областного отделения всеукраинской общественной организации «Комитет избирателей Украины» Михаил Камчатный. — Харьков будет разбит на столько округов, сколько предполагается депутатов в горсовете (скорее всего, 70 в городе и 80 в области) и в каждом округе партия сможет выдвинуть одного человека. Избиратель, придя на участок, получит бюллетень с фамилией кандидата и названием партии от которой он идет. Таким образом,  голосуя за человека, избиратель отдает голос за партию.

— Закон не совсем соответствует понятию открытых списков и прописан номинально, — считает харьковский политолог Андрей Лукашов. — Существует историческое голосование и каждый район неординарен по своей электоральной истории. Соответственно, может так получиться, что более популярный кандидат, баллотирующийся на заведомо проигрышном участке, уступит свое место не столь популярному, но идущему на выборы в более выгодном районе. Получается определенная нелогичность. Польская система, отображенная в другом законопроекте и не поддержанная депутатами, предполагала голосование за личности, которые и продвигали бы партию. В данном случае все наоборот и партия может или «подтянуть», или «просадить» того или иного кандидата. Это технический момент, но он достаточно существенный, поскольку есть целесообразность того или иного кандидата в местном совете — насколько он является специалистом, популист ли он или действительно умеет руководить. Все эти нюансы не совсем учтены в данном законе.

Объединяться в избирательные блоки теперь нельзя


По новому закону, каждая партия на этих выборах сама за себя — избирательных блоков больше не будет, а значит несколько политсил не смогут объединяться, чтобы набрать больше голосов избирателей. Проходной барьер для партий составит 5%.

— Чтобы участвовать в разделении мандатов партии должны преодолеть проходной барьер. После этого внутри политсилы идет рейтинговая градация, и кто станет депутатом зависит от того, сколько каждый конкретный человек набрал голосов в своем мажоритарном округе, — поясняет Михаил Камчатный.

– Это можно назвать плюсом и минусом одновременно, — говорит политолог Валерий Дудко. — Плюс в том, что сокращается количество партий, участвующих в выборах, минус — у партий-малышей нет никаких шансов пройти в местные советы и, соответственно, развиваться. Кроме того, если партия не проходит 5%-ный барьер, могут появятся «дырки» в депутатской среде. Если на сегодняшний день мы говорим о том, что в Харькове будет избираться 70 депутатов, то реально их может оказаться, условно говоря, 60, а насколько законно доберут остальных — не ясно. В то же время упразднен запрет на участие в избирательной кампании партиям, зарегистрированным менее чем за год выборов, и молодые политические силы могут участвовать.

Выборы мэров больших городов пройдут в два тура


Самый интригующий пункт для харьковчан — мэров крупных городов будут избирать по мажоритарной системе абсолютного большинства, победитель должен получить 50%+1 голосов избирателей. Если в первом туре не удастся этого достичь, проводится второй тур.

— Два тура — это, конечно, более затратно для бюджета страны, поскольку нужно будет дополнительное обеспечение комиссий всем необходимым, в том числе и бюллетенями. С другой стороны, ситуация, когда человек набрал 25% голосов и стал мэром, — не совсем правильная, поскольку выбрало его не большинство. С точки зрения поддержки электората проводить такие выборы в два тура правильно, — отмечает Михаил Камчатный.

— Голосование в два тура в городах-миллионниках— это однозначно хорошо, — поддерживает коллегу Андрей Лукашов. — Градоначальника должно одобрить большинство горожан, в противном случае не будут учтены мнения многих людей, что совершенно неправильно.

Отзыв депутатов


Так называемый императив — возможность отозвать депутата партийной вышестоящей организацией — Михаил Камчатный причисляет к минусам нового закона о выборах.

— Эта норма, на мой взгляд, ухудшила закон, — говорит Михаил Борисович. — В ней предусмотрена процедура сбора в округе подписей за отзыв депутата. Подписи передаются в территориальную комиссию, та проверяет их подлинность, после чего вышестоящая партийная организация принимает решение — исключать депутата из партийного списка или нет. Это приведет к тому, что политические партии, которые рассчитывали на поддержку лидеров общественных организаций или известных предпринимателей не получат должного отклика у этих людей, поскольку люди будут знать, что их могут просто технически отозвать по надуманному поводу. Но это проблема не избирателей, а политических сил.

Гендерная квота


Неоднозначную оценку специалистов получила еще одна новация — введение гендерной квоты, предполагающая наличие в местном совете не менее 30% представителей одного пола.