Гость редакции ВХ — заведующая отделением психиатрии ГУ «Институт охраны здоровья детей и подростков Национальной академии медицинских наук Украины», старший научный сотрудник, доктор медицинских наук Татьяна Проскурина.

Дети стали больше подвержены проблемам с психикой


— Добрый день, Татьяна Юрьевна. Вам звонит Светлана. Меня интересует: изменились ли детские психиатрические заболевания, скажем, за последние два десятилетия? Стали ли современные дети более подвержены заболеваниям психики?

— Прежде всего хотелось бы сказать о состоянии здоровья наших детей в целом. Не секрет, что всего 10% школьников здоровы, остальные имеют те или иные функциональные отклонения. Психическое здоровье наших детей тоже ухудшилось. Это связано и с экономическими изменениями, которые происходят в нашей стране, и социальными условиями жизни, и с нашим достаточно ожесточенным временем. По данным исследований нашего института, в 1995 году нарушений состояния психического здоровья наблюдалось лишь у 14,5% школьников, но уже к 2010 году оно ухудшилось в три раза — мы отмечаем, что 35–40% детей имеют те или иные психические расстройства, а риск их развития увеличился в два раза. Растет число детей с синдромом гиперактивности или синдромом дефицита внимания в сочетании с гиперактивностью, с задержками психического и речевого развития, с невротическими состояниями: энурезом, тиками, неврастенией, депрессией, тревожно-фобическими расстройствами. Одна из самых актуальных современных проблем — увеличение количества детей с расстройствами поведения и аутизмом.

— Но что нужно считать нормой поведения?

— Ребенок должен понимать, где и как себя нужно вести — к примеру, в школе выполнять указания учителей, на уроках не ходить по классу. К сожалению, гиперактивные дети дисциплиной не отличаются: могут встать на уроке, не слушать учителя, и, конечно, если в классе есть такие ученики, всем остальным сложно усвоить знания, которые дает учитель.

В гиперактивности детей нередко виновата родительская опека


— А почему, на ваш взгляд, гиперактивных детей становится больше?

— За последние годы состояние здоровья мам тоже ухудшилось. Беременность все чаще протекает с угрозой срыва, гипоксией плода, угрожающих здоровью будущего ребенка. И когда ребенок рождается, он долгожданный, любимый, ему все позволяется, родители проявляют гиперопеку, а это негативно сказывается на его воспитании. Кроме того, немало детей не посещают детские сады, поэтому ребенок приходит в школу неподготовленным, но с ощущением вседозволенности — не воспринимает требований, которые к нему предъявляют в школе, не понимает слово «нельзя». Если ребенок постоянно руководствуется принципом «а я так хочу», он становится неуправляемым настолько, что ни родители, ни педагог не могут с ним справиться, а значит, у ребенка уже есть поведенческие отклонения.

— Добрый день, Татьяна Юрьевна. Вам звонит Наталья. Участковый врач сказал, что мой сын гиперактивен. Скажите, пожалуйста, а может быть, он просто очень подвижный? Могут ли сами родители отличить гиперактивного ребенка от темпераментного?

— К сожалению, родители, бабушки и дедушки видят в ребенке только все самое лучшее, а недостатки стараются не замечать. Гиперактивность — это психическое заболевание. Гиперактивный ребенок слишком подвижен, невнимателен, склонен к реакциям протеста, он делает только то, что считает нужным (например, ходит во время урока по классу или сидит под партой), не справляется со школьной программой, у него трудности в общении с ровесниками и взрослыми людьми. С таким ребенком нужно больше заниматься, читать книжки, вырабатывать в нем усидчивость, рассказывать, как вести себя дома и в школе, чтобы он смог адаптироваться в обществе, в семье, среди одноклассников. Если в течение одного-двух месяцев беседы родителей и учителей не дают результата, ребенка стоит показать школьному психологу. Существуют специальные методики, по которым без труда можно определить гиперактивность. Специалист задает вопросы и на основании его ответов по совокупности баллов ставит диагноз. Если консультации психолога не помогают, нужно обращаться к врачам-психиатрам.

Современные дети становятся более агрессивными


— Добрый день, Татьяна Юрьевна. Меня зовут Алексей Витальевич. Говорят, дети жестоки. Но скажите, вам, как специалисту, не кажется, что нынешние дети стали еще более агрессивными?

— К сожалению, такая тенденция имеет место быть: дети стали более жестокими даже по отношению друг к другу. Причины разные. Во-первых, современные ребятишки больше предоставлены сами себе. Во-вторых, детскую озлобленность формируют различные социальные условия, в которых воспитываются дети, материальный достаток семей: ребенок может быть озлоблен, например, потому что его родители не могут купить ему вещь, которая есть у сверстников. Но основная, по моему мнению, причина — дети стали гораздо меньше общаться друг с другом: для ребят из семей с небольшими материальными возможностями стали менее доступны секции, кружки. Немалую дистанцию между детьми создает и их увлеченность компьютерами.

Ребенок может протестовать при помощи истерик и «концертов»


— Татьяна Юрьевна? Добрый день. Меня зовут Вера Владимировна. Внучке 6 лет. Девочка умная, развитая, но с ней стыдно гулять на детской площадке. Чуть что не по ее — кусает детей, причем смеется, когда они плачут. На днях укусила и меня. Хотелось бы услышать мнение доктора: почему она себя так ведет и что делать?

— Заочно ответить на ваш вопрос сложно. Нужно посмотреть ребенка, пообщаться с родителями. Возможно, девочку не научили общаться с детьми, или у вашей внучки наблюдаются расстройство поведения. Чтобы ее поведение не усугублялось, я порекомендовала бы родителям вместе с ребенком обратиться к психологу и психиатру.

— Здравствуйте, Татьяна Юрьевна. Меня зовут Кристина. Сыну пять лет. На любое замечание реагирует истериками, устраивает «концерты» в магазине с валяниями на полу, если ему хочется мороженого, царапает в детском саду малышей, может бросаться приготовленной ему едой. Муж говорит, что наш сын ненормальный. Может ли такое поведение ребенка быть признаком психического заболевания?

— В данном случае необходимо узнать, ходил ли ребенок в детский сад, до какого возраста, кто его воспитывал. Не исключено, что ребенка излишне опекали, и его нынешнее поведение — это реакция протеста на посещение детского сада. Ребенку необходима консультация психолога и психиатра.

Малыши должны заговорить в возрасте двух лет


— Татьяна Юрьевна? Здравствуйте. Меня зовут Сергей Александрович. Внуку уже два года, а он не говорит ни слова. В каком возрасте дети должны начинать разговаривать?

— К двум годам и девочка, и мальчик уже четко должны говорить не только слова — в их речи должны появляться короткие фразы из двух-трех слов. В последние годы мы все чаще видим, что мальчики начинают говорить позже, но при этом к 2,5–3 годам они должны говорить обязательно. Если у ребенка в два года нет разговорной или фразовой речи, нужно обращаться к неврологу, который выяснит анамнез его рождения: были ли осложнения беременности, как проходили роды, как протекал первый год его жизни. Возможно, врач назначит обследование. К сожалению, даже если ребенок отстает в развитии, родители не всегда считают это проблемой. Говорят: «В нашей семье или кто-то из знакомых тоже поздно начал говорить или ходить. Наш ребенок тоже пойдет и разговорится». Недавно у нас в институте на приеме был пятилетний ребенок, ему скоро идти в школу, а он до сих пор не разговаривает. Родители к врачам не обращались — все ждали, когда мальчик заговорит. Между тем, если ребенок не разговаривает, речь может идти, например, о задержке психического развития или об аутизме.

Нетрадиционная сексуальная ориентация — это диагноз


— Добрый день, Татьяна Юрьевна. Вам звонит Ольга. Сыну с трех лет нравится надевать платья и цеплять на голову заколки. В тот период я думала — растет артист, но сейчас сыну десять лет, и ему по-прежнему нравятся такие переодевания. Стоит ли обратиться к психиатру? И что помогает в таком, как у нас, случае?

— Вероятно, вы воспитываете сына одна, без мужа. Если мальчика больше воспитывает мама, в нем развиваются женские черты: он становится капризным, легко ранимым либо не может за себя постоять. Что касается переодеваний, ваш ребенок уже достаточно взрослый, и с ним нужно по душам поговорить. Присмотритесь, не появились ли у сына раздражительность, нервозность. Думаю, в любом случае стоит обратиться к специалистам — они примут решение, проанализировав ситуацию, опираясь на данные о том, как у вас протекала беременность, без осложнений прошли ли роды без осложнений .

— Интересно мнение специалистов: гомосексуализм — это проблемы с психикой или блажь?

— Согласно классификации болезней, расстройство половых влечений, в том числе и гомосексуализм, считается диагнозом. Поэтому с раннего детства нужно воспитывать ребенка в той сексуальной ориентации, которая предназначена ему природой. Подкорректировать сексуальное поведение можно: для этого нужно обращаться к психологу и сексопатологу.

Личное дело
Татьяна Юрьевна Проскурина родилась 23 апреля 1960 г. в Харькове. В 1983 году окончила педиатрический факультет Харьковского медицинского института. С 1983-го по сегодняшний день работает в «Институте охраны здоровья детей и подростков НАМНУ» (в 1983 г. учреждение называлось НИИ Охраны детей и подростков имени Н.К. Крупской). Работать начинала младшим научным сотрудником, научным сотрудником и старшим научным сотрудником. В 1992-м защитила кандидатскую диссертации. С 1997 года по сегодняшний день заведует отделением психиатрии ГУ «Институт охраны здоровья детей и подростков Национальной академии медицинских наук Украины». В 2010 году защитила докторскую диссертацию. Замужем.