Конституционный суд проводит экспертизу изменений в Конституцию, одобренных в первом чтении Верховной Радой.

Новшества направлены на децентрализацию власти в стране, однако, если верить президенту, не предусматривают особого статуса Донбасса, и Украина останется унитарным государством.

Изменения, предложенные для внесения в Конституцию касаются административно-территориального устройства страны и местного самоуправления, в том числе и на территориях, не подконтрольных украинской власти. Именно статус оккупированных территорий вызвал наибольшую дискуссию в обществе. Разобраться, что могут повлечь за собой изменения в главный закон страны «Вечернему Харькову» помогали политологи.

Особый статус ничего не дает


— На самом деле конкретно жителям Донбасса особый статус ничего не дает. Предполагается, что у этого региона будут определенные правила игры, в том числе и проведение выборов представительской власти, но эти правила еще не прописаны, — отмечает политолог Андрей Лукашов. — С точки зрения остальной Украины может возникнуть вопрос почему Донецкая и Луганская области должны обладать каким-то особым статусом и могут каким-то политическим шантажом получить какие-либо преференции, но вносимые в Конституцию изменения не настолько существенны, чтоб ради них ломались копья. Коррекция Конституции — это определенная отсрочка до окончательного решения судьбы Донбасса. На самом деле это один из пунктов многосторонних соглашений, благодаря которым не должна произойти эскалация. Данные изменения в Конституцию — не что иное, как дипломатический ход. Лишнее подтверждение этому — нюанс, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом. Получается, что эти регионы будут жить по правилам, которые еще не разработаны. Я более чем уверен, что за время, пока соответствующий закон будет принят, произойдут серьезные изменения в мировой экономике и политике, которые заставят определенные силы на Севере немножко умерить свои амбиции.

Конституция превратится в сборник специальных правил


Парадокс особого статуса, по словам Андрея Лукашова, в том, что теоретически, коль скоро в Донбассе де-факто проходят военные действия, этим территориям нужен особый статус.

— Однако если что-то подобное случится где-либо еще, эта особенность снова потребуется. Соответственно, Конституция может превратиться в сборник специальных правил для разных территорий, поэтому замечания о том, что он не нужен, совершенно правомерно и для Донбасса. Но в данной ситуации это вопрос тактический, чтобы получить определенную отсрочку и создать ситуацию, в которой контрагенты вынуждены действовать по той или иной схеме, — считает политолог.

Подробности особого статуса не прописаны


— Оговорен принцип нового статуса Донбасса, но при этом идет ссылка на закон, который не разрабатывался, не принимался и не обсуждался, а только планируется, — поясняет политолог Валерий Дудко. — У нас есть отдельно действующие законы по Донбассу, в томи числе и Минские соглашения. Они определяют, что переговоры с Донбассом мы будем вести при выполнении ряда условий, которые необходимо выполнить на этой территории. С принятием Донбассом этих условий никакого особого положения на их территории действовать не будет, что и подтверждено законодательством — к примеру, «Законом о выборах». Выборы пройдут только на территории, подконтрольной украинской власти. После принятия изменений в Конституцию парламентарии приступят к разработке закона, который будет определять особый статус на территории Донбасса. Конституционные изменения предполагают введение военных администраций на освобожденных территориях Донецкой и Луганской областей.

Изменения разработаны с единственной целью


Согласно регламенту Верховной рады Украины, вывод Конституционного суда относительно изменений в Конституцию безотлагательно раздается парламентариям и направляется президенту Украины. После этого парламент должен предварительно одобрить законопроект 226 голосами. Затем на следующей сессии для окончательного принятия закона о внесении изменений в Конституцию необходимо не менее 300 голосов парламентариев.

— Нет минимального срока, в течение которого Конституционный суд обязан проверить, не нарушают ли предложенные изменения права человека и дать добро на их внесение в Конституцию, после чего вернуть документ на повторное рассмотрение в Верховную Раду. А вот голосование за эти изменения в окончательном виде возможны только на очередной сессии парламента, а она будет только в сентябре, — уточняет политолог Игорь Гридасов. — На самом деле изменения в Конституцию, подготовленные и отправленные в Конституционный суд на рассмотрение, были разработаны с единственной целью — продемонстрировать, что Украина выполняет Минские соглашения. Окончательное их принятие под большим вопросом и будут ли так же настаивать на принятии их 300 голосами, те, кто делал это во время первого чтения, тоже не факт.