Харьковский фотограф Дмитрий Следюк делает снимки с высоты птичьего полета — поднимает беспилотник на высоту 400 метров, чтобы запечатлеть город во всей ее красе.
Его работа всегда была интересна людям, но теперь из-за тревожных событий в Украине его мини-авиация в небе вызывает подозрения.Первые съемки с борта воздушного дракона
— Я получил медицинское образование — судмедэксперта, — представляется фотограф. — Сначала работал по специальности, потом преподавал компьютерные технологии в институте усовершенствования врачей (сейчас — ХМАПО), был графическим дизайнером, но затем профессионально занялся воздушной съемкой.
– Идея взобраться с фотоаппаратом повыше пришла лет 15–17 назад. Причем чтобы ее осуществить, Дмитрию Следюку пришлось стать создателем летательных аппаратов.
Тогда не было современной техники, и я нашел немецкую книжку, в которой были описаны конструкции воздушных змеев, — вспоминает Дмитрий Следюк. — Одна из конструкций напоминала параплан, мой товарищ — профессиональный портной — сшил его по моим эскизам. Мы сделали змея площадью два квадратных метра — он легко поднимал фотоаппарат, который я на него устанавливал.
Находил необычные объекты
Воздушная рептилия оказалась вполне надежной — взлетала с фотоаппаратом примерно на 150 метров и ни разу его не уронила. Тем не менее фотограф решил усложнить себе задачу и вспомнил о еще одном детском увлечении.
— Я занимался авиамодельным спортом и решил, что было бы неплохо установить аппарат на радиоуправляемый самолет, — рассказывает Дмитрий Следюк. — В то время появились первые маленькие цифровые камеры, и я поставил малюсенькую цифровую камеру на электропланер — самолет, который может взлетать при помощи электродвигателя, а потом набирает высоту в восходящих потоках. Конечно, здесь свободы было намного больше: можно было направлять самолет вместе с камерой куда угодно, он достаточно долго летал. Единственное «но» — этим фотоаппаратиком можно было сделать всего 50–60 снимков, что, в общем, тоже было неплохо. Фотоаппарат, установленный на самолете, дает преимущества в ракурсе: находясь на земле, невозможно что-то снять вертикально сверху вниз, а мне нравились такие ракурсы. Моя первая выставка воздушной съемки называлась «Без горизонта». Она состояла только из фотографий, снятых вертикально вниз, на них не было горизонта, все фотографии можно было поворачивать как угодно. Ради таких снимков я и строил летательные аппараты. Предметом съемки в основном были ландшафтные артефакты. Я находил объекты, которые необычно смотрятся с высоты, и они легли в основу первой выставки. Например, в одном месте была водонапорная башня, которую однажды срезали, и холм с ямой, где она стояла, напоминал человеческий глаз — с земли это была всего лишь горка с ямой.
Вертикальные снимки сложно повторить
Затем фотограф построил самолет помощнее — с размахом крыльев около 2,5 метров, а потом пересадил свой фотоаппарат на вертолет.
— Я понял, что мне нужен летательный аппарат, который может зависать в воздухе, и мне пришла идея освоить вертолеты, — говорит Дмитрий. — Я собрал радиоуправляемый вертолет, и возможностей стало гораздо больше: я мог зависать, строить кадр, как мне хочется. Кроме того, я установил систему, которая позволяла управлять наклонами камеры и снимать под углом. Потом было много разных вертолетов с разными характеристиками, в последние годы я пользуюсь мультироторными летательными аппаратами.
Любые снимки, сделанные вертикально вниз, даже с высоты полуметра, выглядят настолько необычно и экзотично, что их сложно повторить, уверяет фотограф. Он поднимает вертолет на высоту 400 метров, чтобы запечатлеть Землю во всей ее красе.
— Делая съемки сверху, можно добиться очень интересных результатов, — говорит фотограф. — Например, у нас на полях много гидротехнических сооружений для удержания воды. Сейчас они представляют собой высохшие земляные перегородки, часто заросшие кустарником. Сверху смотрятся совершенно сюрреалистично, и люди, которые не занимаются сельским хозяйством, даже не понимают, что это. Но больше всего меня поразили в Харьковской области форты южно-украинской оборонительной линии (в частности, Свято-Ивановский форт), созданные еще во времена Екатерины II. Они были построены по проекту французского архитектора прямо посреди полей. Форты по южной границе Харьковской области представляют собой высокие валы в форме звезды — они выглядят как инопланетные строения.
Птицы относятся к маленьким вертолетам с интересом
В Харькове тоже немало таких впечатляющих мест. Фотографу очень нравится снимать с высоты архитектурный ансамбль Дома со шпилем, Госпром, площадь Свободы. У него есть серия работ о площади Конституции, причем он делал снимки в разные годы, и на фото запечатлен не только нынешний памятник, но и с прежний. Фотограф успел снять даже момент его сноса.
— Интересно, что в момент, когда камера снимала, вертолет влетел в стаю птиц. Птицы оказались в кадре, ракурс получился очень интересным, — рассказывает Дмитрий. — К слову, птицы относятся к моим летательным аппаратам с большим любопытством: летают вокруг, смотрят.
Беспилотник вызывает подозрение
Кстати, летающая камера Дмитрия нередко запечатлевает и харьковчан, которые и не подозревают, что их с высоты почти полкилометра снимает камера.
– Как-то я делал съемки в Журавлевском гидропарке, и в кадр случайно попала девушка, которая переодевалась в кабинке раздевалки, — припоминает курьез Дмитрий Следюк. — Это была случайная находка, но она придавала снимку пикантности.
Народ всегда относился в работе фотографа с большим интересом, но теперь из-за тревожных событий в Украине его мини-авиация вызывает подозрение.
— Если до конфликта на Донбассе люди относились к моей работе с миролюбивым любопытством, то сейчас отношение стало очень настороженное: всем мерещатся российские беспилотники, — говорит Дмитрий Следюк. — Бывает, люди обращаются правоохранительные органы. Но общение с сотрудниками милиции заканчивается улыбками и рукопожатиями — расстаемся в полном взаимопонимании.