Дистанционная торговля набирает обороты с каждым годом. Можно в спокойной обстановке получить информацию о товаре, сравнить цены у разных продавцов, спокойно оплатить и ждать доставки.

Однако при виртуальном шоппинге покупатели могут не только насладиться удобствами и выгодой онлайн-покупок, но и угодить в сети интернет-мошенников.

Свои жертвы аферисты чаще всего ищут на популярных сайтах бесплатных объявлений. В Управлении по борьбе с киберпреступностью ГУМВД Украины в Харьковской области выделяют три наиболее распространенные категории интернет-мошенничеств.

Совершение сделки купли-продажи на интернет-аукционах (электронная коммерция), когда мошенник под видом покупателя связывается с продавцом товара и просит сообщить номер банковской карты для оплаты, при этом кроме номера самой карты получает CVV код. После чего перечисляет с банковской карты наличные средства на свою.



Существует и обратная схема, когда мошенник сообщает продавцу, что не может выполнить перевод денег на карту вроде в связи со сбоями в системе и просит продавца якобы сделать перевод самостоятельно. При этом продавцу предлагается выполнить ряд действий с картой через банкомат. В ходе выполнения команд мошенника пострадавший самостоятельно осуществляет перевод денежных средств со своей банковской карты на счет, указанный злоумышленником.

Возможна ситуация, при которой добросовестный покупатель, находя товар, который его заинтересовал на интернет-аукционе, делает частичную или полную оплату по указанным реквизитам, однако товар так и не получает.

Чтобы не стать жертвой мошенников, эксперты рекомендуют покупать товары только на проверенных сайтах, которые зарекомендовали себя с положительной стороны и не вызывают сомнений.

— Для получения перевода отправителю нужно знать только номер карты и ваше имя. Паспортные данные, идентификационный код, дата рождения и срок действия карты при этом не нужны, — предупреждают правоохранители. — Если вы договариваетесь, например, о продаже товара, не сообщайте покупателю никаких лишних данных. При продаже товаров через Интернет не следует проводить платежные операции, которые вам не понятны, или действовать по инструкции незнакомого человека, если даже он представился покупателем.

Эксперты советуют максимально «документировать» свои действия до, во время и после финансовых отношений в Интернете: делать скриншоты страниц сайта, на котором предоставляются различные услуги по электронной коммерции; не удалять письма, поступающие на электронную почту, СМС-сообщения, номера телефонов возможных мошенников; хранить имеющиеся документы.

— Особое внимание следует уделить сохранению финансовых доказательств (выписок о движении средств, о состоянии счета, чеков из автоматов пополнения счетов), подтверждающие факт перевода средств, размер ущерба, — подсказывают в милиции. — В случае проявлений незаконных мошеннических действий необходимо срочно обратиться в правоохранительный орган с письменным заявлением о преступлении, предоставив копии подтверждающих материалов.

Как избежать подвоха при виртуальном шопинге


Чтобы максимально обезопасить себя при покупке в интернет-магазине, следуйте главному правилу: никогда не платите, пока не получите свой заказ лично в руки и не проверите правильность комплектации, отсутствие брака и работоспособность.

Такой метод не всегда подходит, а иногда и попросту невозможен. В таком случае эксперты рекомендуют оценивать надежность или ненадежность магазина по нескольким критериям.

Контактные данные. Обязательно наличие номера телефона, по которому вы в рабочее время сразу можете дозвониться и получить консультацию. Неплохой способ подстраховаться — делать первый заказ по телефону. Если на том конце не могут оформить заказ в телефонном режиме, очень вероятно что это мошенники. Это не обязательно должен быть стационарный номер, главное — работа операторов.

Описание способов: доставки, оплаты, обмена и возврата. Как ни странно, но это один из наиболее важных показателей солидности интернет-магазина. Обязательно обращайте внимание на наличие таких страничек на сайте, с детальным описанием всех процессов. Если магазин работает честно, каждый из его покупателей интересуется, как минимум, одним из вышеперечисленных пунктов. Поэтому руководители добросовестных магазинов быстро осознают необходимость таких страничек и создают их. Кто обманывает, тот игнорирует все вопросы посетителей и не задумывается о таких деталях.

Доставка курьером. Наличие курьерской доставки по городу, где находится магазин, является хорошим знаком (даже если вы будете заказывать доставку по почте). Наибольшее доверие вызывают магазины, которые находятся в столице. Если магазин находится районном центре или просто крупном городе, это тоже неплохой маячок доверия. Заказать доставку курьером с оплатой при получении — хорошая возможность уберечь себя от недобросовестных людей.

Грамотность текстов. Если на сайте сплошь и рядом ошибки в текстах, это должно насторожить. Не стоит пугаться одной опечатки в длинном описании к конкретному товару — человеческий фактор никто не исключает. Да и в различных регионах диалекты одного и того же языка могут разниться. Но когда есть очевидные ошибки в меню, шапке сайта и прочих частях, которые повторяются на каждой странице — это верный знак плохого магазина.

Цена товара. Остерегайтесь подозрительно низких цен. Хоть торговля онлайн и менее затратная, что позволяет устанавливать более низкие цены, но всему есть свой предел. Никто не будет работать себе в убыток. Закупочную стоимость, затраты на рекламу, заработную плату персоналу, налоги, аренду офиса и склада, канцелярию и упаковочные материалы, и прочее еще никто не отменял.

Тематика магазина. Конечно, есть честные продавцы, торгующие всем и сразу, но у большинства серьезных интернет-магазинов есть конкретная специализация. Серьезный магазин не станет продавать отвертки вперемешку с сандалиями.

Как не купить «кота в мешке»


Если купленный в интернет-магазине товар пришел вам по почте — при получении первым делом стоит осмотреть посылку.



Если посылка имеет визуально заметные внешние повреждения или следы вскрытия, ни в коем случае не забирайте ее из отделения почты или транспортной компании — требуйте от сотрудников перевозчика составления соответствующего акта. Пускай это будет проблемой отправителя и перевозчика. Как только вы забрали посылку домой — на вас автоматически падает тень вины за возможные повреждения товара. И вы не докажете, кто повредил товар: отправитель, перевозчик или вы.

При получении дорогого товара — возьмите с собой видеокамеру или фотоаппарат с функцией видео и зафиксируйте на видео процесс получения посылки и проверки ее содержимого. Желательно, чтобы видео начиналось с момента вручения посылки вам в руки и до последней секунды держало в кадре саму посылку (ее содержимое). Это в очередной раз увеличит ваши шансы доказать свою правоту в спорной ситуации.

За какими товарами охотятся в интернете?


Один из поисковых интернет-порталов опубликовал исследование, посвященное поведению пользователей из разных стран в онлайн-среде. Оказалось, украинцы, которые пользуются интернетом, используют сеть для оплаты товаров и услуг чаще, чем поляки и румыны.

Украинцы чаще всего совершают покупки с компьютера (90%), смартфона (6%), планшета (3%).

Многие используют интернет, даже если собираются купить товар в традиционном магазине: сравнивают товары или ищут советы.

Часто ищут онлайн информацию о традиционных магазинах, которые находятся поблизости, при этом чаще всего обращают внимание на цены, время работы магазина, наличие того или иного товара, расположение торговой точки, отзывы покупателей.

Чтобы найти информацию о магазинах, пользователи в 90% случаев выбирают поисковик. Гораздо реже покупатель посещает сайт торговой точки или специализированные веб-ресурсы. Еще реже украинцы прибегают к помощи онлайн-карт.

Почти 40% украинских онлайн-покупателей раз в год совершают покупку в зарубежном интернет-пространстве. При этом почти половина из них никогда не покупали за границей. Сдерживающим фактором для международных покупок является плохое владение иностранным языком. Эту причину отметило 41% респондентов. За рубежом чаще всего украинцы покупают: одежду, косметику, компьютерные детали, книги и музыку.