Гости ВХ

  • 1209
  •  / 

Скрипку в Харькове потеснила гармошка: видео

Скрипку в Харькове потеснила гармошка: видео
Скрипку в Харькове потеснила гармошка: видео Гость редакции ВХ – директор Харьковского областного организационно-методического центра культуры и искусства заслуженная артистка Украины Людмила Омельченко.

В центре хранятся старинные рецепты


– Добрый день, Людмила Григорьевна. Меня зовут Ольга. Интересует такой вопрос: чем отличается народное творчество Слобожанщины от других регионов? Есть ли у нас, например, собственные мотивы в вышивке?

– Конечно, народное творчество каждого региона отличается и мотивами, и цветовой гаммой. Если взять, к примеру, вышиванки, то в Западной Украине в основном доминируют геометрические орнаменты. У нас больше распространены растительные мотивы. Отличается и цветовая гамма вышивки: на западе страны используют, как правило, яркие краски, у нас преобладают сдержанные цвета, у вышивальщиц центрального региона популярна вышивка белым по белому.

– Здравствуйте, Людмила Григорьевна. Вам звонит Антон Николаевич. Скажите, пожалуйста, существуют ли исконно слобожанские народные песни? Если да -- каков их возраст? О чем пели на Слобожанщине, к примеру, 200 лет назад?

– Конечно, существуют. Однако Харьковщина – край переселенцев из соседних и более отдаленных правобережних регионов Украины, поэтому у нас формировалась и переселенческая культура. А вообще, фольклор на Слобожанщине развивался на протяжении последних 300 лет. Поскольку на нашей земле постоянно происходили войны, обрядовые песни были прежде всего связаны с казачеством – народ воспевал своих героев. Есть у нас и песенная лирика, которая очень близка полтавским традициям. Характерны для нашего края старинные купальские песни и веснянки, которые сохранились еще с языческих времен. Кроме того, имеются и уникальные традиции: например, весеннее вождение козла – такой обряд существовал только на Слобожанщине. Девушки и парни водили хороводы, выполняли специальные обрядовые движения, призывали весну, благополучие и урожай.

– А сложно ли в ХХI веке сохранять исконно слобожанские песни?

– Одна из миссий нашего центра – сохранение и репрезентация фольклора. Традиционных коллективов остается все меньше: села пустеют, бабушки уходят из жизни. Но преемники слобожанских традиций есть: мы проводим семинары, на которые приглашаем студентов профильных вузов: академии культуры, университета искусств, училищ, где изучают народные традиции.

При ОМЦКИ работает лаборатория фольклора по сохранению культурного наследия. Наши специалисты ездят в экспедиции по селам, собирают фольклор, который сохраняют и изучают. Сбором фольклора в селах занимаются не только наши сотрудники. В Харьковской области немало специалистов в этой отрасли, они предоставляют нам свои материалы.
Много и фольклорных коллективов, около 15 из них имеют звание образцового или народного, мы предоставляем им методическую помощь и учимся у них сами.

Одна из главных задач центра – популяризация народного творчества. Поэтому мы организуем фестивали «Святовид», «Покуть», «Кроковее коло». Кроме того, центр инициировал концерты под названием «Традиции одного села». Так, в нем участвовал, например, знаменитый фольклорный коллектив из села Лиман Змиевского района. Концерты этого цикла задуманы в формате фольклорных гостиных, где специалисты и гости центра могут пообщаться с народными исполнителями, обменяться опытом. А к исполнительницам из Краснокутского района (с. Вязовая) приехали сами – записали их выступление на видео, наши коллективы выучили эти песни и презентовали харьковчанам. К слову, мы создаем в электронном виде сборники народного творчества. В коллекции есть также старинная слобожанская одежда, кулинарные рецепты.

На Слобожанщине поют трындычки


– Здравствуйте, Людмила Григорьевна. Вас беспокоит Наталья. Интересно, удается ли в век электроники сохранить слобожанские народные инструменты, музыкальные традиции?

– К сожалению, на Слобожанщине почти исчезла народная инструментальная культура. На Харьковщине было очень развито искусство народных скрипачей, но скрипку вытеснила гармошка. Правда, при этом на Слобожанщине возрождается кобзарское искусство – есть своя школа кобзарей. При нашем центре работает фольклорный коллектив «Муравский шлях», который не только сохраняет и воссоздает инструментальный, танцевальный и вокальный жанры, но и популяризирует народное музыкальное творчество во время массовых мероприятий. Например, в рамках гала-концертов «Кроковее коло» и «Ночи музеев» исполнители «Муравского шляха» давали мастер-классы – приглашали зрителей в свой круг, разучивали традиционные слобожанские танцы.

– Добрый день, Людмила Григорьевна. Меня зовут Елена. Раньше в народе были распространены частушки. Придумывают ли их и сейчас?

– Этот жанр был популярен всегда – в них присутствуют юмор, высмеивание, самоирония. И во все времена народу было над чем иронизировать. Сегодня трындычки (частушки – больше русское слово) исполняет, в частности, фольк-группа «Лисапетный батальон». Впрочем, этот жанр присутствует в репертуаре каждого исполнительского коллектива.

– Возможно, вы анализировали, кто самый популярный герой современных трындычек?

– Как правило, чаще всего в них идет речь о взаимоотношениях мужчин и женщин.

Настоящее гончарство может кануть в Лету


– Здравствуйте, Людмила Григорьевна. Вам звонит Людмила. Любопытно, а какие виды народного искусства самые распространенные в регионе?

– В Харьковской области распространены все виды декоративно-прикладного искусства, особенно вышивка, изготовление куклы-мотанки, писанкарство. Все более популярной становится петриковская роспись. Наш центр занимается популяризацией традиционных видов искусства через выставочную деятельность. В рамках выставок обязательно проходят семинары, мастер-классы, лекции, встречи с авторами. К нам приезжают специалисты из области, кроме того, мы приглашаем мастеров из соседних -- Сумской, Полтавской, Киевской областей.

– А есть виды традиционного слобожанского народного творчества, которые находятся на грани исчезновения или вообще канули в Лету?

– Мало развивается гончарство: сейчас сложно найти гончаров, работающих на настоящем гончарном круге. Практически исчезло коцарство – ткачество ковров из овечьей шерсти, между тем даже название улицы Коцарская говорит о том, что раньше это ремесло в регионе было развито. Что касается вышивки, наши мастерицы в основном вышивают крестиком, хотя раньше вышивка на Слобожанщине была разнообразной: в частности, мастерицы вышивали мережкой, тамбурным швом, вырезанием.

– Наверное, это происходит потому, что вышивать крестиком достаточно просто, а с мережкой, например, нужно повозиться? Насколько я знаю, эта техника очень сложна и кропотлива.

– Старинные техники вышивки забываются, их некому передать следующим поколениям, и этот сегмент утрачивается. На Слобожанщине уже сложилась тенденция вышивки крестиком. Рушники тоже перестали вышивать традиционным тамбурным швом – все чаще украшают крестиком и гладью.

К слову, до конца августа в Центре культуры и искусства будет проходить выставка вышивки «Візерунком стане рідний край», на которой можно увидеть работы современных вышивальщиц области. На ней также презентована вышитая трехметровая карта Харьковской области, которую вышивали 27 районов Харьковщины.

Творчество спасает от негатива


– Людмила Григорьевна, добрый день. Меня зовут Ирина. Лично мне народные вещи кажутся примитивными, и я никогда не стала бы окружать себя рушниками, куклами-мотанками и глечиками. Зачем в ХХI веке тратить силы и средства на восстановление народного творчества, вместо того чтобы давать дорогу профессионалам современного искусства?

– Каждый имеет право на собственное мнение, но я не могу согласиться с тем, что народные вещи примитивны. Без знания традиций, корней, наследия не состоялся бы ни один современный автор. Все мы учимся на том, что оставили нам предки. Вы не увидите ни одного настоящего артиста эстрады, который не прошел бы через изучение народного блока, не освоил бы фольклор, не черпал бы энергию из традиционного творчества.

К слову, харьковчане, которые интересуется народными песнями, могут воспользоваться и нашим довольно богатым фондом, в котором в цифровом виде содержатся архивные фото, видеоматериалы, записи народных коллективов. Мы проводим фото и видеосъемку всех мероприятий, которые проходят в нашем центре и в галерее «Искусство Слобожанщины», и размещаем на нашем сайте.

– А еще я слышала, что в центре культуры и искусства проходят мастер-классы. Чему на них можно научиться? Сейчас в большой моде хэнд-мэйд – изделия, созданные своими руками. Вероятно, народное творчество вполне можно объединить с современными веяниями? И как узнать о времени их проведения?

– У нас проходят мастер-классы по росписи писанок, петриковской живописи, печворку, вышивке, изготовлению оберегов, кукол-мотанок, созданию картин из природных материалов. Мастер-классы проходят в основном в рамках выставок, о времени их проведения можно узнать на нашем сайте или по телефону: (057) 700-26-62, (057) 700-35-79.

– Здравствуйте, Людмила Григорьевна. Вас беспокоит Оксана. Не заметили ли вы, что из-за возникшей в стране ситуации харьковчане стали чаще интересоваться национальным творчеством, увлекаться вышивкой, бисероплетением, резьбой по дереву?

– Мне кажется, да. Когда в семье или стране серьезные проблемы, мы интуитивно тянемся к творчеству, где можем себя реализовать. Наверное, это замечает каждый: увлечение творчеством отвлекает, настраивает на позитивный лад. Человек вкладывает в него сердце, душу, поэтому такое каждое произведение несет положительную энергетику.


Личное дело
Людмила Григорьевна Омельченко родилась 28 апреля 1973 года в с. Опошня Полтавской области. В 1993 г. окончила Полтавское музыкальное училище, в 1998 г. – Харьковский государственный институт культуры по специальности «Народное художественное творчество». В 2011 г. завершила обучение в Харьковском национальном педагогическом университете им. Г.С. Сковороды по специальности «правоведение».
Трудовую деятельность начала в 1992 году на должности артиста ансамбля песни и танца «Полтава» Полтавской областной филармонии. С 1998 года по 2003 год работала ведущим методистом отдела культуры Харьковской районной государственной администрации, затем методистом в Харьковском областном центре народного творчества.
С 1993 по 2013 год работала по контракту артисткой – вокалисткой Харьковского театра народной музыки Украины «Обереги».
С 2006 по 2012 год – помощник-консультант народного депутата Украины, с 2013 года по сегодняшнее время работает директором коммунального учреждения « Областной организационно–методический центр культуры и искусства».
В 2005 году присвоено звание « Заслуженная артистка Украины». Депутат Харьковского областного совета V-VI созывов. Семейное положение – замужем, есть дочь. Хобби – музыка, путешествия.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей9 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

100 EUR 2773.64 грн
100 USD 2577.25 грн
10 RUB 4.0657 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи