Харьковские волонтеры взялись реформировать систему военкоматов. Уже через месяц пакет предложений передадут в Минобороны.

К действию ребят, уже больше года помогающих армии выжить на Донбассе, подтолкнули участившиеся случаи уличной мобилизации в Харькове. Взвесив свои силы, несколько волонтеров отправились в Минобороны с предложением в качестве пилотного проекта реформировать в Харькове систему военкоматов. В министерских кабинетах инициативу одобрили, и воодушевленные волонтеры взялись разрабатывать концепцию реформ.

– Идей много, хотелось бы, чтобы и общественность подключилась и до 12 августа внесла свои предложения, позвонив на наши горячие линии, – отмечает один из инициаторов проекта, в прошлом сотрудник одного из военкоматов Харькова Алексей Коханий. – Наша цель — в первую очередь добиться как качественных, так и количественных показателей призывов и мобилизации. Кроме того, крайне необходимо восстановить доверие населения к военкоматам, поскольку многие горожане сейчас говорят, что верят армии, но не военкомам. Ну и, конечно же, обязательно необходимо искоренить коррупцию.

В том, что реформы потребуют немало усилий, ребята не сомневаются.

– Придется побороть не только предубеждения людей относительно военкоматов и воинской службы, но и перевоспитать военкомов. Методы, которые они сейчас используют, неприемлемы. Армия – это не тюрьма, а почетный долг. Соответственно, военкомы должны понимать, что обязаны уважать каждого, кто согласен часть своей жизни и здоровье отдать службе Родине, – отмечает соинициатор реформ, волонтер группы «Хелп Арми» Татьяна Бедняк.

Военкомы должны работать без повесток и картотек


Комплекс решений у реформаторов уже есть.

Для начала необходимо уменьшить количество сотрудников, а оставшихся мотивировать заработной платой. Сократить штат военкоматов можно, элементарно автоматизировав их труд. Сейчас они работают по старинке — с  картотекой и бумажными карточками, в которых делаются записи. Мы уже привлекли специалистов, которые помогут реализовать задумку с автоматизацией этих процессов, - рассказывает Алексей Коханий. –  А чтобы поднять доверие к военкоматам, мы хотим создать пресс-центр и наладить постоянное общение населения с военкомами.

Отдельный план ребята составят по оповещению военкоматами военнообязанных.

– Отказаться от повесток и нынешней системы оповещения сложно, но нужно, – уверяет Алексей. –  Мы знаем, как задействовать для агитации военнообязанных некоторые механизмы, применяемые, к примеру, в интернет-маркетинге. У нас работает команда отличных специалистов, они сейчас вырабатывают алгоритм действий. В идеале нужно проводить собеседования с военнообязанными: важно понимать, принципиально человек не хочет служить либо может сделать это через какое-то время. Если это так, его можно внести в специальный реестр и в нужный момент вызывать на медкомиссию, отправив СМС или письмо по электронной почте. Это будет сложная работа, но проводить ее нужно, поскольку людей для защиты родины нельзя силком затягивать в войска, они должны сознательно туда приходить. Главное – сменить принцип работы военкомов, чтобы они не хватали человека на улице и не везли в военкомат, а убедили его стать добровольцем.

В то же время план по мобилизации или призыву в военкоматах отменять нельзя, уверены волонтеры.

– Количественный показатель должен выполняться, поскольку людей, призванных в третью и четвертую волну, необходимо менять, – поясняет волонтер группы «Хелп Арми» Вячеслав Целуйко.

Еще одна проблема военкомата, на решении которой настаивает волонтер, комплектование отрядов территориальной обороны. 

Число готовых ехать в АТО безусловно меньше, чем тех, кто согласен защищать свой город. Но и с добровольцами, которые идут в отряды теробороны, нужно правильно работать, не использовать их для отчетов, а реально готовить к возможным ситуациям. У нас, к сожалению, этого не происходит, – констатирует Вячеслав.

Военкомы не против


Свои планы реформаторы уже успели обсудить с местными военкомами.

– Мы несколько раз встречались и обсуждали с волонтерами их планы реформы, – говорит заместитель областного военного комиссара Харьковского облвоенкомата Юрий Калгушкин. – На первый взгляд, их идеи немного фантастичные, но хорошие, в частности с автоматизацией, и мы готовы помогать. Главное, чтобы Генштаб тоже пошел навстречу. Но с повестками в виде СМС они, наверное, погорячились. Я считаю, что лучше что-то делать и не получить результат, чем даже не пытаться ничего изменить.

Старт подготовки реформ волонтеры анонсировали в соцсетях и за день получили уже около 20 предложений от харьковчан.

– В течение десяти дней мы будем продолжать собирать посылы общественности. Затем внесем их в концепцию реформы, после чего сотрудники Минобороны помогут нам привести наработки к чиновничьему стандарту и подготовить презентацию блока реформ, которая состоится в конце августа, – говорит Татьяна Бедняк.

И все же харьковчане сомневаются в том, что Минобороны реально внедрит волонтерские реформы.

– Все мы прекрасно знаем, как сложно продвигаются законы в Раде, а без изменения законодательства реформ все равно не будет, – рассуждает военный в отставке Сергей Компан. – Чтобы протолкнуть свои идеи, ребятам нужно очень сильное лобби в парламенте.