Вчера президент Петр Порошенко подписал закон, который предусматривает введение автоматической фотосъемки и видеофиксации нарушения Правил дорожного движения.

Украинских водителей вновь ожидают “письма счастья” о нарушениях ПДД и целая система штрафных баллов.

Эксперты называют нововведения в части уменьшения суммы штрафов, автоматизации их учета и упрощения оплаты позитивными, но отмечают и ряд проблем в новой реформе.

Автоматическая фиксация нарушений


Фиксировать нарушения Правил дорожного движения станет возможно с помощью автоматических систем фото и видеофиксации. Первый этап реформы предусматривает установку на дорогах 2000 камер.

Отвечать за нарушение в таком случае будет исключительно юридический владелец, которого определят по номерным знакам автомобиля.

Закон предусматривает информирование в месячный срок владельцев об автомобилях, которые зарегистрированы на них. Это должно помочь тем, кто не ориентируется, является ли он юридическим владельцем каких-либо автомобилей или нет.

Штраф по почте


Квитанции за зафиксированные нарушения будут поступать на адрес владельцев авто вместе с приложенными фото - или видеодоказательствами.

У владельца авто будет время на то, чтобы понять, он управлял машиной в момент совершения нарушения, или другое лицо, которому авто передавалось. Каждый будет иметь право обжаловать такое решение в суде.

Если владелец автомобиля захочет, то он будет иметь возможность получить информацию о фиксации нарушения ПДД на телефон или электронную почту. Для этого нужно будет обратиться с соответствующим заявлением в отдел МВД, который занимается дорожным движением.

Юристы видят проблему в том, что постановления о правонарушениях могут приходить по месту регистрации лица, в котором он на данный момент не проживает. Кроме того, люди могут пытаться умышленно не получать почтовую корреспонденцию.

Отдельная проблема возникнет у тех лиц, которые ранее продали свои автомобили “по доверенности”, минуя процедуру полного оформления. Закон предусматривает ответственность юридического владельца, идентифицируемого по номерным знакам.

В первую очередь уведомления будут приходить именно тем, чье имя значится в техпаспорте, а далее нужно будет разыскать фактического владельца, чтобы переадресовать с себя штраф на нарушителя, если он, конечно, согласится.

Штрафные баллы


Каждому водителю каждый год будет начисляться по 150 баллов. В случае фиксации нарушения правил движения в автоматическом режиме от общего количества баллов нарушителя вычитается количество штрафных баллов.

Когда баллы закончатся, придется оплачивать нарушения деньгами.

"После того, как количество баллов достигнет нулевого уровня, водителям за нарушение начнут начислять штрафы, которые нужно будет оплатить в течение 30 дней с момента фиксации нарушения. В случае неуплаты штрафа за месяц на следующие 30 дней его размер увеличится вдвое путем начисления пени. В случае неуплаты пени и штрафа дело будет передано в Минюст", - поясняет заместитель главы МВД Эка Згуладзе.

Сотрудники патрульной полиции и другие подразделения получат право взимать штрафы на месте нарушения независимо от их размера и исключительно посредством безналичных платежных устройств.

Юрист Алексей Святогор заявляет, что вводить "бонусные" штрафные баллы опасно. Ведь фактически они дают право водителям какое-то время безнаказанно нарушать ПДД, а это вызовет рост аварий.

Штрафы уменьшат


Согласно новому закону вилка штрафов по каждому нарушению ликвидируется, остается лишь минимальное значение.

Например, за превышение скорости ранее был штраф от 255 до 340 гривен, теперь остается первая, меньшая сумма, то есть 255 гривен, плюс добавляется возможность гасить штраф сначала баллами. За это нарушение будет списано 50 баллов.

Как итог – три раза в год можно превысить скорость на 20 км/ч, и только при четвертом оформлении нарушения водителю придется рассчитываться деньгами.