Месяцами вкладчики пытаются забрать из банка «Финансы и кредит» свои депозиты – полностью или частично, но безуспешно.
В их числе оказалась и наша читательница Галина Николаевна Демина, у которой в этом банке зависли сбережения всей семьи.«Денег нет»
– В нашей семье четыре человека: мы с мужем – пенсионеры, моя почти 90-летняя мама и сын – единственный наш кормилец. Мы стали клиентами банка «Финансы и Кредит» года три назад, благо отделение этого финучреждения находится на первом этаже нашего подъезда (по ул. Героев Труда, 28). Я там получала мамину пенсию по доверенности, делала свои небольшие вложения «на черный день», а сын положил депозит на приличную сумму. Поскольку его работа связана с частыми командировками, оформил на меня доверенность, чтобы я полностью могла распоряжалась этими деньгами, – рассказывает женщина.
Срок депозита закончился 6 апреля 2015 года, но семья Деминых забеспокоилась гораздо раньше, когда у отделения банка стали собираться толпы возмущенных вкладчиков, которые не могли снять деньги со своих счетов.
– В марте мы обратились в банк заявлением о досрочном снятии депозита. Но в отделении творилось что-то неимоверное: толпы возмущенных людей, старики падают в обморок. И мы решили все же дождаться срока окончания договора и тогда уже забрать деньги без проблем, – продолжает Галина Николаевна.
Когда настал час «Х», женщина снова наведалась в банк, однако в выдаче денег ей отказали, предложив продлить срок депозита.
– В этот же день мы написали заявление о том, что продлевать договор отказываемся и хотим снять всю сумму в полном объеме. С большим трудом добились, чтобы его зарегистрировали, – рассказывает Галина Демина. – С тех пор я стала буквально каждый день наведываться в отделение и каждый раз получала один и тот же ответ: денег нет.
Круг замкнулся
Однако женщина не собиралась сидеть сложа руки – началась переписка с различными инстанциями, которые по мнению Галины Николаевны, должны каким-то образом защищать интересы обманутых вкладчиков. Сначала отправила письма в управление НБУ в Харьковской области и в Фонд гарантирования вкладов – в Киеве. Вскоре получила похожие по содержанию ответы.
– АТ «Банк «Финансы и кредит» является участником Фонда гарантирования вкладов. Но решение о внесении банка в категорию неплатежеспособных Нацбанком Украины не принималось. Учитывая вышесказанное в случае наличия обоснованных обстоятельств вы не ограничены в праве обращаться с соответствующей жалобой в правоохранительные органы или Нацбанк. Также имеете право обратиться в суд за защитой своих гражданских прав или интересов в случае их нарушения, – цитирует ответ ФГВ наша читательница. – Отправилась с этими ответами в банк, но там надо мной только посмеялись.
Тогда женщина написали официальное письмо в главный офис НБУ в Киеве. В ответ регулятор порекомендовал ей с своими проблемами обращаться опять-таки непосредственно в «Финансы и кредит» или суд: «В соответствии с законом о банках «Нацбанку» запрещено каким-либо образом влиять на руководство и работников банка в процессе выполнения ими служебных обязанностей или вмешиваться в деятельность банка, за исключением случаев предусмотренных законом. То есть по поводу решения указанных в вашем заявлении спорных вопросов относительно возвращения средств в связи с заключенным договором необходимо обращаться непосредственно в банк. Все вопросы, которые возникают вследствие заключенных договоров решаются сторонами. А в случае недостижения договоренности – споры решаются в судебном порядке».
Не может такого быть, чтобы на эту проблему не отреагировал ни один чиновник, не сдавалась женщина и отправила сразу три письма с изложением своей истории – в Генпрокуратуру, в Кабмин на имя Яценюка и Администрацию президента на имя Порошенко. Может хоть кто-то отреагирует. Ответы-близнецы пришла буквально в один день: ваша жалоба переправлена в Нацбанк – в соответствии с ч. 3ст. 7 закона Украины «Об обращении граждан». А тут подоспел и ответ из Нацбанка – на все три письма: обращайтесь в «Финансы и Кредит» или в суд. Круг замкнулся...
Приглашают за деньгами с «хитрой» оговоркой
Галина Демина отправила письмо в Слобжанский департамент банка «Финансы и кредит».
– Ответ банкиров буквально «добил» своим цинизмом, – возмущается пенсионерка. – Они поблагодарили меня за то, что сообщила о ситуации, которая сложилась в отделении банка, заверили, что добросовестно выполняют свои обязательства перед клиентом и пригласили в любое удобное для меня время приходить за деньгами, правда с хитрой оговоркой «при наличии достаточных средств в кассе отделения» .
«Ваше обращение от 11.06.2015 было внимательно рассмотрено, по этому поводу сообщаем следующее: 4.06.2015 вступило в силу Постановление НБУ от 03.06.2015 года за номером 354 «О регулировании ситуации на денежно-кредитном и валютном рынках Украины», в соответствии с которым банки обязаны ограничить выдачу наличных средств в национальной валюте через кассы и банкоматы в пределах до 300000 гривен на сутки на одного клиента. Таким образом возвращение вклада физических лиц в национальной валюте, срок размещения которых закончился может осуществляться при наличии достаточных средств в кассе отделения следующим образом: в наличной форме в нацвалюте в пределах до 300 тысяч гривен в сутки на одного клиента, или в безналичном порядке на счет по реквизитам, предоставленным клиентом банка.
Одновременно обращаем ваше внимание, что наш банк всегда исполнял и продолжает сегодня выполнять свои обязательства перед клиентами добросовестно и в полном объеме и работает, придерживаясь требований действующего законодательства Украины.
А посему предлагаем вам в любое удобное для вас время в рабочие часы банка обращаться в банк для дальнейшего обслуживания. Будем рады сотрудничать с вами».
– С этим письмом я опять отправилась в отделение банка. Почитали и развели руками: денег нет, – сокрушается Галина Демина. – Получается, что письменно мне предлагают прийти за деньгами в любое удобное время, а устно каждый божий день, начиная с марта, отвечают, что денег нет. И даже надежды не дают, когда будут.
Обманутые вкладчики выходят на митинги
В минувшую среду в Галина Демина отправилась в злополучное отделение банка уже с корреспондентом «Вечернего Харькова». Встретили женщину как старую знакомую – здесь ее хорошо знают, не только в лицо, но и по имени-отчеству, но … денег не дают.
– Банк не имеет возможности выдать деньги, – в очередной раз «обрадовал» клиентку начальник отделения №131 Дмитрий Лазня, наотрез отказавшись общаться с журналистом, ссылаясь на банковскую тайну. – У меня заблокирована программа выдачи.
– Но ведь срок моего депозита истек еще 6 апреля – вы обязаны выдать мне деньги по первому моему требованию. Может, хоть пол-суммы можно пока получить, хоть две тысячи? Мама в тяжелом состоянии – очень нужны средства, – не сдается Галина Николаевна. – Скажите хоть примерно, когда будут деньги – через месяц, через год?
– Я ж не господь Бог – не знаю, – невозмутимо отвечает банкир.
И пожилая женщина, едва сдерживая слезы, пишет очередное (уже сбилась, какое по счету) заявление с просьбой вернуть свои, доверенные банку, гривны...
Получается, что государство попросту самоустранилось от решения проблем обманутых людей, оставив их один на один с банком? А ведь семья Деминых в своей беде не одинока. Клиенты «Финансы и кредит» со всей Украины объединились в соцсетях в группу обманутых вкладчиков. Доведенные до отчаяния люди выходят в Киеве на митинги с требованием вернуть им деньги по депозитам.
Как вернуть деньги?
Как разъяснил адвокат Антон Мартыненко, отношения между вкладчиками и банками регулируются целым комплексом нормативно-правовых актов, основными из которых являются постановления НБУ, а также непосредственно договором, заключенным между банком и вкладчиком – в нашем случае Правлением ПАО «Банк «Финансы и кредит».
– В соответствии с п. 3.3. Положения о порядке осуществления банками Украины вкладных (депозитных) операций с юридическими и физическими лицами (утвержденного постановлением НБУ от 03.12.2003 г. № 516), банки возвращают вклады и платят начисленные проценты в сроки, определенные условиями договора банковского вклада между вкладчиком и банком. Вместе с тем, по договору банковского вклада независимо от его вида банк обязан выдать вклад или его часть по первому требованию вкладчика. Таким образом, законодательством прямо определена обязанность выдать денежные средства вкладчику по первому его требованию. В тоже время, данная обязанность, как правило, детализируется в договоре, – говорит Антон Мартыненко. – Основными условиями привлечения банковских вкладов физических лиц и обслуживания вкладных счетов в ПАО «Банк «Финансы и Кредит» (утвержденными Приказом Председателя Правления ПАО «Банк «Финансы и Кредит» № 630-в от 08.08.2013 г.) определена возможность выдачи денежных средств вкладчику путем наличного либо безналичного расчета. В связи с ситуацией в стране постановлением НБУ от 03.06.2015 г. № 354 для банков установлен лимит выдачи наличных средств в национальной валюте через кассы и банкоматы (то есть в наличной форме) в пределах до 300 000 гривен в сутки на одного клиента. В этой связи ответ банка в части ограничения выдачи в пределах лимита денежных средств их наличием в кассе банка не соответствует законодательству.
Однако, данный ответ не исключает в принципе возможности получения денежных средств в банке ПАО «Банк «Финансы и Кредит», поскольку отделение является одним из структурных подразделений такого банка.
– В соответствии с вышеупомянутыми Основными условиями привлечения банковских вкладов в случае окончания срока размещения срочного вклада, определенного в договоре-заявке, и условиями которого не предусмотрено возможности продления такого срока, средства из срочного депозитного счета возвращаются вкладчику путем выдачи наличными или перечисления на его собственный текущий / карточный или другой вкладный счет, а действие договора прекращается, – говорит Антон Мартыненко. – Если день возврата суммы вклада приходится на выходной, праздничный, нерабочий день, то возврат суммы вклада производится банком на следующий первый рабочий день.
Таким образом, получение вклада в ПАО «Банк «Финансы и Кредит» возможно следующими способами:
– путем обращения в другое отделение, где в кассе банка достаточно наличных денежных средств для выдачи депозита и процентов по нему;
– путем получения денежных средств в безналичной форме , то есть открытия карточного счета в ПАО «Банк «Финансы и Кредит» и обращения с письменным требованиям о перечислении денежных средств по депозиту на такой карточный счет;
– путем судебной защиты нарушенных прав.