В национальном университете имени В.Н. Каразина 18 сентября откроется музей археологии.

К его открытию готовятся и специалисты Харьковского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины — они восстанавливают шесть раритетных керамических предметов, которые войдут в состав экспозиции будущего музея.

Как реставраторы реанимируют древнюю керамику


Воссозданием керамики для музея займутся двое харьковских реставраторов Харьковского филиала Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины. Реставратору высшей категории Светлане Ефановой предстоит дать вторую жизнь трем очень древним произведениям: двум сосудам Бамбарихинской культуры ХI-VII веков до нашей эры и один сосуд ионического типа VI века до нашей эры, который был сделан не на нашей территории и привезен из Греции.

— Сосуды не только подверглись разрушающему воздействию времени, — лет 10–15 тому назад они прошли некоторые реставрационные манипуляции, которые сделаны непрофессионалами и очень некачественно,— рассказывает Светлана Ремировна. — Ионический сосуд довольно хорошо сохранился: на нем есть утраты, но он сохранил форму, поскольку был создан на гончарном кругу и обожжен в печи, в отличие от непрочных сосудов Бамбарихинской культуры, которые были слеплены вручную и обжигались на костре. Глина на этих сосудах была не качественной и спустя тысячелетия стала очень хрупкой. Кроме того, фрагменты сосудов были склеены клеем ПВА, который успел сильно полимеризироваться, стал жестким, поэтому расклеить швы старой склейки я не могу без ущерба для черепка сосуда. Но главное — все шесть предметов не подверглись консервационным мероприятиям, и при значительных температурно-влажностных перепадах им грозит полное разрушение. Поэтому основная моя цель в их реставрации — укрепить их. Задача реставраторов — приостановить процесс разрушения, стабилизировать полимерными составами, которые склеивают частички глины, препятствуя воздействию влаги и перепадам температуры.

У реставраторов загадочная работа


— Каждый предмет, который я получаю на реставрацию — это всегда большая загадка, которую я должна решить. Причем чем сложнее задача, тем она увлекательнее, — делится Светлана Ефимова. — Мир керамики — огромная палитра всевозможных материалов: глина, фаянс, фарфор, глазури, краски. Мы работаем не керамическими материалами, поскольку если произведение уже изготовлено, ставить второй раз в печку его уже нельзя — велика вероятность разрушения. Поэтому мы работаем другими материалами, создавая визуальность керамики: под каждый оригинальный материал мы должны подбирать другой состав, чтобы он максимально соответствовал оригиналу. По такому же принципу каждый раз подбираем и клей. В советские времена мы располагали лишь несколькими видами клеев, из которых ПВА был самым доступным, а сейчас в нашем арсенале есть масса современных клеев, и их ассортимент позволяет решать многие задачи в реставрации.

Художник по фарфору должен быть асом


Харьковские реставраторы восстанавливают не только очень древние и века пролежавшие в земле археологические находки, но и относительно молодую керамику — например, фарфор, который, появился в Европе всего лишь 300 лет назад. Одна из постоянно действующих экспозиций в Харьковском художественном музее — выставка фарфора. Этот тонкий материал требует к себе особого отношения.

— Меня удивляет не столько сам фарфор, сколько мастерство людей, которые делали вазы, посуду, статуэтки, — признается реставратор с более чем 30-летним стажем. — Фарфор — один из сложнейших материалов: у каждого замеса свой тон. Разные заводы добывали белую каолиновую глину из разных карьеров, примешивали разные добавки, поэтому цвет фарфора может быть и белым, и сероватым, и желтоватым. Этот материал бывает полупрозрачным, очень тонким, как яичная скорлупа. Мастера рисовали скрытые картины, которые заметны только на просвет. Например, на дне чашки рисовали портреты прекрасных дам, которые проявлялись на свету, когда человек выпивал из чашки чай.

У фарфора есть один большой секрет


Когда художники расписывают фарфоровое изделие, специальные керамические краски, которыми покрывают его до обжига, абсолютно меняют цвет: например, зеленая краска после обжига может стать красной. На обычной глиняной керамике краски тоже меняются, но не так кардинально. Кроме того, орнаменты на простых керамических изделиях могут быть не так идеально точны, как изысканные изображения на фарфоре.

— Если мы видим, например, на саксонском фарфоре великолепную роспись — пейзажи, портреты, композиции с людьми (нежно-розовую кожу на лицах, алый закат, яркую зелень деревьев), могу вас уверить, что художники расписывал изделие совершено другими красками, — рассказывает специалист. — Роспись фарфора — огромное мастерство, поэтому художники работают с особыми палитрами, на которых надписан каждый цвет. Предположим, до обжига он может расписывать лицо синей краской, но точно знает, каким будет результат. Чтобы изобразить тончайшие цветовые переходы и угадать, как один цвет перельется в другой, нужен колоссальный опыт и талант художника. Мне, как реставратору, расписывать фарфор легче — когда делаю восполнения, рисую красками, которые вижу, поскольку обжиг при реставрации не требуется.