С 1 ceнтябpя укpaинцeв oжидaeт втopoй этaп пoвышeния тapифoв нa элeктpoэнepгию.

В cooтвeтcтвии c пocтaнoвлeниeм НКРЭ, уже со следующдего месяца цeны в cpeднeм пoвыcятcя дo 62,8 кoп. зa кВт*ч, чтo нa 23% бoльшe пo cpaвнeнию c дeйcтвующим тapифoм.

Так, для нaceлeния, кoтopoe пoтpeбляeт:
– дo 100 кВт*ч (150 для ceльcкoй мecтнocти), в тoм чиcлe для пpoживaющих в дoмaх, oбopудoвaнных кухoнными элeктpoплитaми, тapиф вырacтeт нa 25% и будeт cocтaвлять 45,6 кoп. зa кВт*ч с НДС (сейчас – 36,6 коп.);
– oт 100 дo 600 кВт*ч в мecяц – тоже на 25% и будeт cocтaвлять 78,9 кoп. зa кВт*ч. (сейчас 63 коп.);
– cвышe 600 кВт*ч в мecяц – на 5% и будет составлять 147,9 кoп. зa кВт*ч. (сейчас 140,7 коп.).

Как ни странно, но для тех, кто потребляет практически минимум электричества, подорожание окажется более ощутимым по сравнению с теми, кто расходует огромное количество киловатт*часов. Так, для потребителей от 100 до 600 кВт тариф вырос на 16 копеек, а для тех, кто потребляет свыше 600, – всего лишь на 7 копеек.

Как объяснил эксперт по энергосбережению Виталий Филенко, сейчас для потребителей, которые потребляют меньше электроэнергии, и для тех, кто расходуют ее гораздо больше, стоимость киловатт*часа одна и та же, а разницу в тарифах для «скромных» потребителей погашает государство.

– На западе предприятия имеют льготу, покупая электроэнергию дешевле, а государство погашает разницу, чтобы товары, которые они производят, были дешевле. У нас же сейчас компании платят за электроэнергию на 40% больше, чем ее себестоимость. То есть они платят за население. Отсюда нерентабельные товары, – считает Виталий Филенко.

Государство, по словам, эксперта, решило свою политику в этом вопросе поменять и не возмещать разницу в тарифах населению.

– Идет выравнивание тарифов, – объясняет Виталий Филенко. – И сентябрьское подорожание электроэнергии – далеко не последнее. Грядет такой же неравномерный рост тарифов в марте и сентябре 2016 года и окончательный – в марте 2017 года. К этому моменту прослойка потребителей, использующих от 100 до 600 кВт*час в месяц, практически сойдет на нет. А таких большинство – это жильцы двух-трех комнатных квартир со стиральными машинками и телевизорами – 8-10-летней давности, компьютерами, утюгами. Они не внедрили у себя никаких энергоэффективных мероприятий, не имеют привычки выключать свет, выходя из комнаты, и «спящие» приборы из розеток. Меньше 100 кВт потребляют очень немногие. То есть государство перестанет датировать население. И это в общем-то правильно: плата за кВт*час должна быть одинакова для всех потребителей, вне зависимости от того, сколько вы ее потребляете. Если, допустим, буханка хлеба стоит шесть гривен – то цена ее не менятся в зависимости от того, сколько вы съели – один батон или пять.

При этом эксперт по энергосбережению Виталий Филенко уверен: стимул экономить свет у людей не исчезнет.

– В любом случае – чем больше кВт*час ты потребил – тем больше заплатил, – говорит он.

Более того, считает он, через полтора года люди научаться экономить электричество так, что отпадет необходимость в субсидии.

– Сейчас действует программа льготного кредитования на утепление домов и на замену газовых котлов на альтернативное топливо с целью экономии газа. А в следующем году планируется выдавать льготные кредиты на все, что экономит электроэнергию, – энергоэффективные лампы, микроволновки, стиралки, холодильники, отопительные приборы – с классом энергоэффективногсти А+ и А++. То есть государство, вместо того чтобы оплачивать расходы на электроэнергию, будет стимулировать меры по ее экономии.