Страховщиков планируют перевести на прямую схему работы с участниками ДТП.

С начала 2016 года пострадавшие в аварии водители смогут обращаться за страховой выплатой не к страховщику виновника ДТП, а к своей страховой компании. Такое право им обеспечит пилотный проект Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) по добровольному прямому урегулированию в системе ОСАГО, пишет «Капитал».

– Планируем запустить проект с 1 февраля 2016 года, — сообщил руководитель комитета по управлению рисками МТСБУ Максим Межебицкий, который возглавляет рабочую группу бюро по внедрению прямого урегулирования. В группу входят представители 15 страховых компаний.

Суть проекта заключается в следующем: пострадавший в аварии водитель обращается за страховой выплатой к той компании, у которой сам покупал полис ОСАГО. Эта компания готовит документы для выплаты и отправляет их в МТСБУ. Потом платит своему клиенту деньги и получает за это из фонда бюро компенсацию. А уже потом расчетный центр МТСБУ требует покрыть затраты на компенсацию от страховщика, который продал полис виновнику ДТП. Сейчас все наоборот: пострадавшему платит компания виновника аварии.

– Большой плюс прямого урегулирования заключается в том, что водители, зная к кому потом придется обращаться за выплатой, перестанут покупать дешевые полисы у придорожных агентов или у компаний, которые уже почти банкроты, — считает предправления «Аско-Донбасс Северный» Евгений Матушевский.

Есть у проекта и минусы. Предправления страховой компании «Глобус» Владимир Ганчак не уверен, что компания пострадавшего будет честно платить.

– Страховщик заинтересован в том, чтобы клиент снова к нему пришел, поэтому постарается заплатить больше, чем полагается, — считает Ганчак.

Председатель комиссии по страхованию Украинского общества финансовых аналитиков Вячеслав Черняховский приводит другой пример: в соседней России после запуска подобной системы страховщики охотнее стали выплачивать клиентам мелкие и средние убытки, а большие выплаты начали «футболить» друг другу.

– Чтобы исключить такой вариант, мы планируем использовать бельгийский опыт, — сообщил Межебицкий. – В таком варианте система предусматривает усредненные выплаты (построенные с применением специальной программы), и вообще не используется при крупных убытках.

Еще одной проблемой проекта может стать факт добровольного участия продавцов автогражданки в нем.

– Я, например, не понимаю, как работать с потерпевшими, страховщики которых откажутся подписывать соглашение об участии в системе прямого урегулирования, — говорит предправления «Украинской страховой группы» Павел Нельга.

– Чтобы заработал механизм добровольного прямого урегулирования, нужно объединить в нем 10-11 лидеров рынка ОСАГО, на которых приходится не менее половины всех продаж, — объяснила заместитель гендиректора МТСБУ Людмила Белошицкая.

Между тем в парламенте зарегистрирован проект изменений в закон об ОСАГО, который предусматривает введение обязательного прямого урегулирования на этом рынке.

– Но пилотный проект в любом случае нужен, — считает Межебицкий, — Он поможет выявить и исправить ошибки до момента запуска обязательной системы.