Аналитика

  • 2277
  •  / 

Что пошло не так с децентрализацией?

Что пошло не так с децентрализацией?
Что пошло не так с децентрализацией? Кровавые события под стенами ВР, которыми ознаменовалось принятие Верховной Радой изменений в Конституцию в части децентрализации, всколыхнули не только Украину, но и мировую общественность.
Наиболее скандальной нормой, которая вызвала такой резонанс и фактически расколола коалицию, было положение о том, что якобы в новой редакции Основного закона будет закреплен «особый статус» оккупированных территорий Донбасса, что создает опасный прецедент для разрушения целостности страны. Насколько вероятен подобный сценарий, «Вечерний Харьков» выяснял у экспертов.

«Проект изменений в Конституцию не решает проблемы сепаратизма»


Всеволод Речицкий, к.ю.н., доцент кафедры конституционного права Украины, конституционный эксперт Харьковской правозащитной группы, член Конституционной Ассамблеи:

– Формулировка «особенности местного самоуправления для отдельных районов Донецкой и Луганской областей», которая содержится в поправках к Конституции и в переходных положениях, позволяет наполнить эти слова каким угодно смыслом. Может как предоставить, так и не предоставить особый статус Донбассу. Это все равно что спрашивать у Кромвеля – отрубит он голову Карлу I или нет: «Если хватит силы – то отрублю, если не хватит – то не отрублю». Но я все же думаю, что силы не хватит подчинить Донецк и Луганск, а значит этот проект изменений в Конституцию не решает проблемы сепаратизма.

Что такое статус? Это права, обязанности. Высказываются мнения, что «особый статус» означает наличие собственной полиции, прокуратуры, судебной системы. Но эти инстанции – центральная исполнительная власть, назначать их не в компетенции самоуправления. Так что Конституция ничего не обещает им в этом плане. Но если Донецку и Луганску хватит силы – они превратят эти «особенности» в «особый статус».

А вообще, единого мнения в этом вопросе нет. Например, западные кураторы Украины понимают децентрализацию значительно более либерально, чем мы. Они говорят: Украина – пестрая, люди – разные, и проект децентрализации должен предоставить возможность каждому быть самим собой. То есть Луганску быть Луганском – как он это видит, Донецку – Донецком, как он это видит. Наши же соотечественники так не думают.

Я считаю, что Украина давно дозрела до децентрализации на государственном уровне – представительства регионов в верхней палате парламента. В Европе есть с десяток стран, в которых существует верхняя палата парламента (где заседают сенаторы), но это унитарные государства – Франция, Испания, Хорватия, Польша. Я убежден, что каждая область хотела бы иметь своих представителей в верхней палате, которая, как правило, занимается кадровой политикой в стране, контролирует законодательство. И тогда никакие «особенности» Донбассу были бы не нужны.

«Об особом статусе речь не идет»


Павел Любченко, д.ю.н., профессор кафедры государственного строительства НЮА им. Я. Мудрого, завотделом правовых проблем организации и функционирования органов местного самоуправления НИИ государственного строительства и местного самоуправления НАПН Украины:

– В проекте закреплена форма «особенности местного самоуправления для отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Мое мнение: особый статус таким образом не закрепляется. Речь идет всего лишь об особенностях местного самоуправления. Статья 140 говорит о том, что местное самоуправление – это решение общественных дел местного значения. Включают ли они, например, муниципальную полицию? Сегодня не включают. Хотя завтра – может быть, потому что уже идет речь о муниципальной варте. То есть существует определенная динамика: сфера местного самоуправления может расширяться либо сужаться. И это зависит от воли государства. Но все же говорить об особом статусе нет оснований.

В процессе работы над законопроектом рассматривался общий принцип: территории одного уровня не должны выделяться – этот принцип действует во многих государствах, где есть угроза сепаратизма. Чтобы не возникло мысли о том, что кто-то имеет больше, а кто-то меньше. До определенных событий АРК имела собственные широкие полномочия: Крым всегда получал больше средств, чем какая-либо область, но это не предотвратило того, что случилось. Поэтому формула такая: особенности местного самоуправления на отдельных территориях определяются отдельным законом. И в пункте 18 переходных положений указывается, что особенности местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей будет определять отдельный закон, об особом статусе опять-таки речь не идет.

Официальное же толкование спорного момента может дать только Конституционный суд.

Проект принимался под давлением и впопыхах


По мнению главы Харьковского фонда местной демократии Ольги Мирошник, пункт относительно «особенностей» однозначно трактовать невозможно: сами депутаты толком не понимают, за что они проголосовали.

– На голосование вытащили сырой документ, который приняли под давлением президента и председателя ВР, вот и получили кровавую Конституцию, – говорит эксперт.

Всеволод Речицкий подтверждает: проект роздали за 15 минут до голосования с опозданием почти на час.

Д.ю.н., директор НИИ правоведения НЮУ им. Я. Мудрого Ольга Симсон уверена, что изменения в Основной закон, вызвали негативный резонанс в обществе из-за непонимания его сути.

– Я считаю, что власть проиграла, поскольку не было ни одной разъяснительной кампании, направленной на формирование общественного мнения, – говорит Ольга Симсон. – Не было и надлежащего публичного обсуждения – какие-то кулуарные договоренности относительно процесса голосования. Все это и сформировало недоверие общества к изменениям в Основной закон.

Для принятия конституционных изменений необходимо 300 голосов


31 августа Верховная Рада приняла проект изменений в Конституцию в части децентрализации пока только в первом чтении. «За» проголосовали 265 народных депутатов. Конституционные изменения поддержали почти в полном составе фракции БПП и «Народного фронта», «Оппозиционный блок» проголосовал полностью. Также изменения поддержали пять нардепов от «Самопомощи», представители «Відродження» и «Воли народа». На следующей сессии для окончательного принятия закона о внесении изменений в Конституцию необходимо будет не менее 300 голосов – то есть конституционное большинство.

– Возможно, придется исключать из законопроекта какие-то положения, чтобы удовлетворить основных участников коалиции и набрать 300 голосов, – говорит Павел Любченко. – Но для этого необходимо повторное обращение в Конституционный суд, опять две сессии – это будет уже вопрос не сентября-декабря этого года.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей10 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.0882 грн
100 USD 2587.94 грн
100 EUR 2732.6 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи