Гости «Вечернего Харькова» — общественные деятели Роман Веприцкий и Николай Белов.

— Здравствуйте. Евгений Данилович беспокоит. Разговоры о децентрализации ведутся уже давно. Как продвигается этот процесс?

Роман Веприцкий (Р.В.):  — Изначально Украина формировалась как государство с центральными рычагами управления всей территорией. Но годы независимости показали, что при управлении из центра возникает масса проблем. Поэтому назрела необходимость передавать управление хозяйственной деятельностью на места, например, жилищно-коммунальные вопросы. Почему вопрос ремонта подъездов на Салтовке должен решать киевский чиновник? Другой пример: сейчас закупка инсулина, которой занимается Минздрав, происходит с опозданием в несколько месяцев. А не проще ли передать эту функцию в регионы, которые сами определят, у кого закупить, по какой цене, в какие сроки? Громада же, в свою очередь, будет требовать от региональной власти качественного исполнения работы. Соответственно, город будет заинтересован зарабатывать больше — привлекать инвестиции, увеличивать количество рабочих мест и т. д. А центральная власть должна заниматься стратегическими вопросами, такими, как содержание армии, например. Но, к сожалению, то, что происходит сегодня — это популизм, имитация реализации децентрализации. Пока никаких реформ не происходит.

Николай Белов (Н. Б.): — Центральная власть должна определять стратегические направления развития определенных отраслей промышленности или общества, но не опускаться на уровень ремонта подъездов. Поэтому, конечно, децентрализация в первую очередь должна сработать на то, чтобы человек, который живет в своем городе, имел право спросить с местной власти за то, как он живет.

— Здравствуйте. Константин меня зовут. Вопрос такой: как в нынешнее время нашим предприятиям удержаться на плаву?

Н. Б: — Необходимо участие государства. Это может выражаться в налоговых льготах, госзаказах, уменьшении арендной платы за землю.

Р. В.: — Необходимо льготное кредитование предприятий и государственные гарантии для получения этих кредитов.

— Добрый день. Надежда Дмитриевна меня зовут. Наше правительство берет кредиты. А за чей счет их будут возвращать?

Р. В.: — Украина — дотационное государство. Кредиты брало и нынешнее правительство, и предыдущее. Система возврата отлажена в рамках бюджета. Но общество не допускают к информации, как именно это происходит: то ли кредиты перекрываются новыми займами, то ли берутся с налогов и т. д.?

Моя позиция простая: нужно прекратить брать кредиты, понять концепцию возвратов и объяснить это обществу. Поверьте, общество в состоянии будет затянуть пояса, если будет понимать, что через два-три года станет легче.

Н. Б: — К сожалению, кредиты, которые мы брали в последнее время, только проедаются. Но почему в Украине при наличии огромного военно-промышленного комплекса мы закупаем оружие за рубежом, если можно дать деньги своим производителям, и они привлекут иностранцев на субконтрактной основе?

— Добрый день. Это Андрей Павлович. Сегодня самый болезненный вопрос — тотальное подорожание, в частности коммунальных тарифов. Когда стабилизируются цены?

Р.В.: — К сожалению, на сегодняшний день, на наш взгляд, в Кабмине нет специалистов, которые могли бы удержать ситуацию с ценообразованием. Кроме того, есть условия внешних кредиторов — повышение тарифов, цен на газ, электроэнергию и т. д. А как можно удержать цену на хлеб, если газ, который используется в его изготовлении, будет дорожать? Цены будут расти до тех пор, пока мы не примем системного решения по наведению порядка в комплексе. Для этого нужно сформировать группу из научных специалистов.

— Премьер-министр анонсировал повышение зарплат, пенсий, соцвыплат. Сколько, по вашему мнению, должен получать человек, чтобы прокормить семью?

Р. В.: — 12–14 тысяч гривен. Но предполагаю ответ властей: «Невозможно!» Значит нужно менять этих людей и привлекать тех, которые смогут это сделать. Например, сейчас активно рекламируется субсидия. Но по сути это деньги, которые фактически должны быть выплачены людям в виде пенсий, заработных плат и т. д. Вместо этого они аккумулируются в Киеве, людям эти деньги не дают, а перечисляют поставщику услуги. Объем денег на выплату субсидий в год в Украине — более 100 млрд гривен. Правильнее было бы провести монетизацию субсидий, чтобы человек мог сам распоряжаться этими деньгами и выбирать — платить за электричество облэнерго или альтернативному поставщику этой услуги. У него появляется заинтересованность в экономии тех же энергоресурсов.

Н. Б: — Что касается пенсии, то нужно переходить от солидарной к накопительной пенсионной системе.

— Добрый день. Мария меня зовут. Кто должен остановить кровопролитие?

Р. В.: — Чтобы остановить кровопролитие, нужно принять решение: либо жестко отвоевать нашу территорию, либо от нее отказаться. Крым мы сдали, поскольку не было вовремя принято мужественное решение, не было команды, которую ждали наши военные. Сейчас у нас вялотекущий процесс, при котором гибнут люди, уничтожается экономика. Власть должна, наконец, принять решение, а если не может сделать это сама — вынести на референдум.

Н. Б.: — Упор, конечно, нужно делать на дипломатическое решение, не могу не отметить, что Украина, имея свой военно-промышленный комплекс, может полностью обеспечить свою армию вооружением в том объеме, в котором необходимо.

— Здравствуйте. Станислав Алексеевич беспокоит. Мы идем в Европу. Но там, похоже, нам не совсем рады. Безвизового режима как не было, так и нет...

Р. В.: — Потому что у Европы были свои планы на Украину, но все пошло не так, как они хотели. Европе нужны спокойные компаньоны. Я считаю, что мы вообще не должны куда-то проситься. Мы должны развить наше государство до того уровня, чтобы нам предлагали куда-то вступить.

— Добрый день. Меня зовут Екатерина Захаровна. Скажите, какие функции вы выполняете как общественные деятели?

Р.В.: — Мы максимально популяризируем в обществе внедрение электронного правительства. В Харькове сформирована группа единомышленников, нас поддерживает и Харьковский горсовет, и облгосадминистрация. Главное преимущество электронного правительства в том, что украинцы смогут забыть о бумажной волоките, очередях и блужданиях из одного кабинета госучреждения к другому. Но проблема в том, что сегодня не разработана стратегия электронного правительства в Украине.

Н.Б.: — Мне ближе проблемы промышленности, все, что связано с возрождением производственно-индустриального потенциала Харькова.