Стоимость литра топлива на заправках в Харьковской области упала в среднем на 50 копеек. Надолго ли — «Вечерний Харьков» выяснял у экспертов.

По информации начальника управления топливно-энергетического комплекса ХОГА Алексея Белоцкого, падение цены коснулось как бензина, так и дизельного топлива.

— Если бензин дешевеет в связи с падением цен на нефть на мировом рынке, то цена дизельного топлива снижается еще и в связи с профицитом этого вида топлива на рынке страны. В целом, за три последних месяца дизтопливо подешевело на оптовом рынке на 2 грн., — сообщил начальник управления.

Ситуация с удешевлением бензина характерна для всей Украины. По словам президента Ассоциации объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины Леонида Косянчука, цена на бензин зависит от нескольких факторов.

— Во-первых, от цен на нефть на мировом рынке, которые сейчас упали. Плюс в торговой сети всегда есть какой-то запас (чтобы не простаивать, если, например, произойдет сбой на таможне), который куплен еще по предыдущим ценам. Поэтому цены снижаются, но по мере выработки предыдущего ресурса и замещения более дешевым, — говорит он.

Сказалось на ценниках и падение покупательского спроса

— Ни один оператор рынка не заинтересован в том, чтобы держать высокую цену, потому что сегодня покупательская способность населения упала раза в три, — говорит Леонид Васильевич. — Если раньше люди покупали бензин баками, то сегодня просят: залейте на 200 гривен и т. п.

Кроме того, цена на бензин зависит от курса гривны, поскольку более 80% топлива — импортное.

— Покупается за доллары, но в Украине, растаможивается, акцизы уплачиваются в гривне, после продажи за вырученные деньги покупаются доллары, чтобы на них приобрести новое топливо. Бывает, продали 1000 тонн, а выручки хватило только 800–900 тонн, — говорит он.
По его словам, сказывается на ценах и демпинг со стороны теневого рынка, который торгует конрабандой и фальсификатами.
— Поскольку налогов они не платят, то выставляют цену на полторы-две гривны ниже. То есть они в рознице сегодня торгуют ниже, чем у нас получается на границе при импорте, — поясняет эксперт. — Так что в последние полгода рынок в основном выживает за счет продажи дизельного топлива, поскольку его намного сложнее «каламутить».

Изменятся ли цены на автозаправках в ближайшее время и в какую сторону — тоже во многом зависит от стабильности гривны.

— Более того, с этого года ввели дополнительные налоги — акцизы на розничную продажу бензина. Если в 2013 году удельный вес налогов в розничной цене составлял две гривны на литр, то сегодня — 8 гривен, — отмечает Леонид Косянчук. — 45% в стоимости бензина — это налоги, причем взимают их в евро. И если национальная валюта гривна «проваливается», например, на две гривны за доллар — государство просто получает в эквиваленте больше гривен в виде налогов. Таким образом оно себя защитило от инфляции, переложив на плечи потребителя.