Крымские татары, представители Правого сектора, активисты, местные жители и политики третий день не пропускают фуры с провиантом на территорию Крыма.

Люди требуют освободить всех украинских политзаключенных, расследовать 22 убийства крымских татар в Крыму за время оккупации, восстановить все демократические свободы на полуострове, возвратить разграбленное в ходе аннексии имущество около 40 тысяч украинских предприятий, а также вывести оккупационные войска и вернуть украинское телевидение. Чего удастся добиться таким образом и повлияет ли данная ситуация на отношения крымчан и украинцев, «ВХ» узнавал у харьковских политологов.

Андрей Лукашов:

- После аннексии Крыма торговые отношения между ним и Украиной сложились странные: территория полуострова оккупирована, в то же время материковая часть продолжает туда поставлять всяческие товары. А ведь по всем моральным устоям и юридическим законам оккупированную территорию должен «кормить» оккупант. Соответственно, ситуация, которая сейчас сложилась в пунктах пропуска, ведущих в Крым, рано или поздно должна была проявиться, и если бы это случилось позже, то мог бы возникнуть нецивилизованный сценарий данного протеста. Например, подрыв железнодорожных путей, минирование дорог и т. д., так как ситуация в обществе все больше накаляется.

То, что сейчас происходит на границе с Крымом, политическое заявление в первую очередь коренного народа - крымских татар, радикально настроенных политических сил. Это сигнал не только оккупантам, но и президенту Украины о том, что он как глава государства должен предпринять какие-то действия и регламентировать отношения нашей строны с Крымом, пока он оккупирован. Вообще, это многовекторный меседж, в том числе, и мировому сообществу.

Прогнозировать, сколько может продлиться блокада нельзя, предполагаю, что сейчас многие ориентируются на местные выборы и ситуацию в зоне АТО, на то будет ли Россия делать какие-то телодвижения по выведению своих войск из восточных областей Украины.

Силовой сценарий решения ситуации маловероятен, поскольку если Россия нанесет какой-либо удар по этим пунктам пропуска, это будет уже второй военный фронт. Между тем, прогнозировать действия Кремля трудно, поскольку решения там принимаются подчас логически необъяснимые. Тем не менее, на мой взгляд, силового разрешения конфликта вряд ли стоит ожидать.

Отношение к украинцам крымчане выразили во время референдума, теперь пришло время проявлять отношение к тому государству, в которое они так стремились. Да, на полуострове сейчас живут и проукраински настроенные люди, коренные жители - крымские татары, но судя по заявлениям, которые они сейчас делают в прессе, эта часть крымчан поддерживает блокаду.

Игорь Гридасов:

- Нередко за поставками продуктов в Крым стоят те же крымские татары, живущие по обе стороны границы. Они занимаются этим бизнесом довольно давно и плодотворно. В данной ситуации к блокаде могло привести нарушение бизнес-интересов кого-то из маститых поставщиков. И то, что мы имеем сейчас на границе с Крымом, может быть тривиальными бизнес-разборками. Крымские татары постоянно пытаются лоббировать свои интересы, сейчас им удалось привлечь на свою сторону некоторые радикальные организации. Президент на это глаза закрыл, и у всех сейчас есть надежда, что ситуация «разрулится» сама по себе.

Без еды в Крыму никто не останется, мне кажется, найдется способ эту ситуацию преодолеть. Люди с этой стороны границы все для этого сделают: либо блокаду сведут на нет, либо кому-то отойдет небольшая часть финансового потока - и все успокоится и устаканится. Не исключаю, что это может разрешиться коррупционным путем.

Бытовой негатив среди крымчан по отношению к украинцам после этой блокады может появиться, но вряд ли он будет сильно выражен.

Валерий Дудко:

- Блокада торгового сообщения оказалась инструментом эффективным, поскольку половина фур, которые ехали в Крым, уже развернулись и уехали восвояси. Проверка документов осуществляется тщательно, и подставные или виртуальные фирмы, которые занимаются фактически контрабандой товаров, получая от этого свой кэш, теперь не могут попасть на полуостров. Ситуация, рожденная народной инициативой, правильная, и она успешно сработала. Крым не сможет выжить без украинских продуктов, и все заявления, которые сейчас делает оккупационное правительство, говорят о том, что ему эта ситуация не нравится. А значит, есть шанс добиться выполнения украинских требований.

Попытка эскалации ситуации в пунктах пропуска уже была спровоцирована отдельными водителями, но сейчас там все стабилизировались, правоохранители следят за порядком и вряд ли что-то подобное повторится.

Данная ситуация должна отрезвить крымчан и вернуть их в реальность. Идеологическая обработка населения полуострова, которая осуществлялась там в последние годы, дала свой результат, и люди стремились в Россию. А теперь оказалось, что есть еще и экономическая сторона вопроса. Когда Украина приостанавливает поставки и цена на продукты повышается в три раза — это ощутимо для каждого кармана. Нельзя кормить народ, который вдруг принял решение и переметнулся в другое государство.