Общество

  • 815
  •  / 

Старейший гончар Украины отпраздновал 90-летний юбилей

Старейший гончар Украины отпраздновал 90-летний юбилей
За гончарным кругом полагается сидеть. Но Василий Омеляненко всю жизнь работает стоя. Еще в детстве подвернул правую ногу, и с тех пор у него не сгибается сустав.
— Зато суставы не болят, как у большинства пожилых людей, — улыбается 90-летний Василий Онуфриевич. — Потому что я постоянно в движении. Правда, если долго работаю, нога немеет. Тогда приходится делать перерыв хотя бы на полчаса.

— И руки, наверное, слушаются уже не так — они ведь столько глины перемесили?

— Да, руки уже не те, но пальцы до сих пор гибкие, как у пианиста! Глина же имеет лечебные свойства. Многие специально прикладывают ее к больному месту, чтобы снять воспаление. А для меня она — рабочий материал. Работа с глиной и держит меня на этом свете…

Василий Омельяненко приглашает в свою скромную хату на две комнаты, где вот уже 11 лет после смерти супруги живет один. В одной из комнат — его мастерская. Старый гончар с удовольствием соглашается показать, как кусок мягкой серой глины превращается в произведение искусства.

— Практически не делаю ни глечиков, ни тарелок, ни другой бытовой посуды — мне это не интересно, — Василий Онуфриевич надевает фартук и приступает к работе. — С детства тянуло к чему-то необычному. В те времена мастера у нас в Опошне делали глиняные свистульки только в виде петушков. А мы с младшим братом Петром решили, что это несправедливо по отношению к другой живности. И начали лепить рыбок, зайчиков, белочек, собачек… Покупатели разбирали их в первую очередь.

Гончарную глину Василий Омельяненко впервые взял в руки в девять лет. О том, что из нее можно лепить свистульки, узнал у соседа-гончара. Тот торговал своими изделиями в Полтаве, а петушки были у него вместо разменной монеты — ими он давал покупателям сдачу.

— Мы с братом наблюдали за работой соседа издали, — раскручивает гончарный круг Василий Онуфриевич. — Подойти и попросить, чтобы он показал, как и что делать, стеснялись. Поэтому наши первые свистульки получились неуклюжими и «беззвучными». Я не знал, что изделия еще сырыми нужно прокалывать тоненькой деревянной палочкой, чтобы они могли свистеть. Налепили с братом целую гору петушков, и все они оказались бракованными. Но через два месяца мы с Петром смогли-таки заработать свой первый рубль. Тогда гончарная артель в Опошне принимала глиняных петушков в сыром виде по копейке за штуку. Но знали бы вы, какими богатыми мы себя чувствовали! Был 1934 год. Только-только выкарабкались из голода. Наша семья очень бедствовала. У родителей даже хаты своей не было, по чужим углам мыкались.

— Вы, дети, лепили детские игрушки. А сами-то играли ими? — спрашиваю у мастера.

— У нас вообще не было игрушек, — грустно улыбается Василий Онуфриевич. — Наши с братом свистульки помогали семье выжить. Причем мы с Петром и денег не видели. Ими распоряжалась мама.

Постепенно свистульки братьев Омельяненко стали лучшими в Опошне. Мальчишки самостоятельно научились и обжигать их, и расписывать. Василий соорудил дома печь для обжига — дело пошло быстрее.

— Мне не давал покоя вопрос: почему у Максима Острянина, у которого наша семья квартировала, глина шевелится в руках, когда он работает за гончарным кругом, — вспоминает Василий Онуфриевич. — Он дал мне всего один урок, объяснив, что важно поместить материал точно в центр гончарного круга. Когда Максим уезжал в Полтаву продавать посуду, мы с братом по очереди садились за его круг и учились. Начинали с тарелок и мисок, а заканчивали глиняными барышнями и казаками. Когда после семилетки я пришел работать в художественную артель, учитель мне уже был не нужен. Посадили меня лепить декоративных баранчиков. За смену нужно было сделать четыре штуки. Я быстро выполнял норму, а в свободное время лепил что-то для души. То львов, то козликов…
Через шесть лет после моего прихода в артель, в 1956 году, одну из моих работ отобрали для международной выставки народного творчества в Брюсселе. Честно говоря, уже и не помню, как выглядел тот баранчик, но кому-то из иностранцев он приглянулся — его купили. А мне вручили премию — 600 рублей! С того времени, министерство культуры посылало мои работы на всевозможные выставки. Их на моем веку было более шестидесяти. И ни одна из работ ко мне уже не возвращалась, многие из них и сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях по всему миру

Василий Онуфриевич — специалист по мини-формам. За свою долгую жизнь (на пенсию с преподавательской работы ушел только в 85 лет) он создал сотни вариантов игрушек и посуды для детей. Сейчас мало кто из гончаров занимается такой «мелочью». В то же время Василию Омельяненко под силу и крупные парковые скульптуры. Одна из них — двуглавый лев, символизирующий силу, мужество и великодушие, — стоит на территории Национального музея-заповедника украинского гончарства в Опошне.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей9 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.0882 грн
100 USD 2587.94 грн
100 EUR 2732.6 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи