В коллекции Андрея Шевченко полторы сотни игрушечных коллекционных машинок. Харьковчанин уверен — у него самое настоящее, мужское увлечение.

– Собирать автомобили — нормальное мужское увлечение: кто-то коллекционирует большие машины, а кто-то маленькие, – улыбается Андрей Шевченко. – Сначала я собирал автомобили в масштабе 1/43, но потом понял, что много таких машин дома не поместятся, поэтому перешел на меньшие. Тем более что масштаб 1/87 – это машинки моего детства: я такими играл еще в 1970-1980-х. 1/87 – самый распространенный ГДРовский масштаб, под который выпускали много машинок. Видимо, ностальгия и дала толчок моему увлечению – нахлынули детские воспоминания. И я начал заниматься коллекционированием серьезно.

Сейчас ностальгический автопарк Андрея Шевченко насчитывает около 150 единиц игрушечной техники. Почетное место в коллекции занимают ГДРовские автомобильчики: такие машинки продавали еще в советское время, и  юныйАндрей тоже был их счастливым обладателем. У коллекционера до сих пор сохранились две детские машинки, но они не раз побывали в песочнице, поэтому их состояние оставляет желать лучшего. Впрочем, поломанной в детстве машинке-водовозке коллекционер собирается приделать прицеп и дать вторую жизнь.

Большую часть коллекции составляют мини-копии чешских авто «Шкода», «Татра» и и немецких IFA – в основном машинки 70-х и начала 80-х минувшего века. Самому старенькому ГДРовскому мини-авто Андрея Шевченко уже исполнилось шесть десятилетий.
– В свое время выпускался даже каталог машинок, и я стараюсь собирать экземпляры согласно каталогу. В моей коллекции немало тяжелой  техники: грузовики, подъемные краны, тягачи самых разных модификаций и разных годов выпуска, а также разного цвета, – рассказывает Андрей.

Коллекционер приобретает автомобили через интернет-магазины, часть заказывает за границей, обменивается с другими коллекционерами, некоторые экземпляры удается найти на блошином рынке. Как оказалось, собирательство игрушечных машинок –  удовольствие не из дешевых, и если еще несколько лет назад кто-нибудь мог запросто подарить завалявшуюся в кладовке машинку, теперь просто так автомобиль не заполучишь.

– У бабушек и дедушек на блошином рынке иногда можно найти игрушки за 30-70 гривен. В основном интересующие меня экземпляры удается приобретать за 100 гривен, хотя и это — редкость. По нынешним ценам вместе с евро дорожают и машинки --в среднем игрушечные автомобили стоят около 200 гривен, – делится коллекционер. – Для приобретения некоторых экземпляров коллекционерам приходится раскошеливаться: их продают на европейских аукционах, а посылка из-за рубежа обходится недешево. За коллекционные модели в масштабе 1/87 просят по 700-800 гривен, но понимаю, что могу приобрести машинку максимум за 100-150 гривен. И не только потому, что не позволяет достаток. Я реально понимаю, что они не могут так дорого стоить: по-настоящему редкие коллекционные модели – это большая редкость, их выпускали в прошлом веке буквально единицы.

К слову, немецкое качество оправдывает себя даже в детских игрушках. ГДРовские автомобили сделаны из качественной пластмассы, поэтому хорошо сохранились, несмотря на то что им стукнуло уже более полувека. Впрочем, говорит коллекционер, машинки хорошо сохраняются при условии, если их не разбирали по деталькам маленькие владельцы, если подъемные краны и грузовички не слишком активно поработали в детских песочницах.

– У каждого мужчины должен быть свой бзик, иначе он не будет мужчиной.  Он должен тратить на что-то свое внимание, время, часть денег, – считает Андрей Шевченко.