Один из двух террористов-смертников, которые в минувшую субботу взорвали себя в Багдаде, оказался студентом медицинского факультета ХНУ им. Каразина.

В вузе говорят, что он был посредственным студентом и ничем особенным не выделялся.

На прошлой неделе 23-летний харьковский студент Мохаммед взорвал себя в толпе в столице Ирака, лишив жизни 24 человек и ранив 60. Через несколько дней после трагедии отец Мохаммеда — член парламента Иордании Мазен Далаин рассказал арабскому телеканалу «Аль-Джазира», его сын присоединился к террористической организации «Исламское государство» после того, как с ним провели работу вербовщики в Украине. По его словам, Мохаммед попал под влияние пары азербайджанцев Ибрагима и Сумаи, когда учился в харьковском университете. Вербовщики активно обрабатывали молодых студентов-мусульман, агитируя их вступать в ряды «Исламского государства» в Сирии и Ираке. В ИГИЛ парень вступил вместе с женой-харьковчанкой, обратившейся в ислам. Первую поездку в Ирак они осуществили в феврале, в июне же окончательно выехали из Украины в Турцию, а оттуда — в Ирак, чтобы воевать за ИГИЛ. Отец террориста-смертника рассказал, что говорил с сыном о «Исламском государстве» и убеждал сосредоточиться на учебе, а потом вернуться в Иордан.

Террорист должен был перейти на второй курс


В ХНУ им. Каразина о том, что их студент является террористом-смертником, узнали из прессы.

— Подняли его дело — по фамилии, по фото, году рождения — и убедились, что он является студентом медицинского факультета нашего вуза, — рассказали «Вечернему Харькову» в пресс-службе ХНУ им. Каразина. — Мохаммед должен был в этом году стать студентом второго курса. После сессии у него было два «хвоста», но из вуза его не отчислили — как иностранному студенту дали месяц на пересдачу. Но он не вернулся, готовились документы на его отчисление.

В вузе говорят, что Мохаммед был обыкновенным студентом, учился средне, ничем выдающимся ни в плохую, ни в хорошую сторону не отличался.

— Очень хорошая семья, никогда не замечали ничего экстремистского — нормальные ребята, — рассказывают в пресс-службе. — А одногруппники и знакомые отзываются о нем хорошо, ничего плохого сказать не могут.

Отрастил бороду и стал религиозным


Студенты-соотечественники Мохаммеда уверяют, что никто никогда не предлагал им стать членами террористических группировок. Предполагают, что его завербовали через Интернет, а также вспоминают общение иорданца с семьей азербайджанцев, которые якобы очень повлияли на его поведение.

Председатель иорданской общины Раги Равашдех заметил, что Мохаммед в последнее время изменился — отрастил бороду, стал очень религиозным, часто говорил о том, что нужно защищать сирийцев от неверных.

— Мохаммеда я знаю давно. Он хороший парень. Решение ехать в Сирию он принял несколько месяцев назад. Когда его отец приезжал в Харьков, мы уговаривали парня не ехать. Его мама звонила — плакала. Он меня заверил, что не поедет, а на следующий день улетел в Турцию, — рассказывает Раги Равадшех. — Причем не один — с женой и ребенком.

Что с женой — неизвестно


О жене Мохаммеда и паре вербовщиков в университете информации нет.

— Да, у него действительно была жена-украинка, но о ней ничего не известно — в его личную жизнь никто не вмешивался, — говорят в пресс-службе вуза.

Летом отец Мохаммеда приезжал в Харьков: проведал сына и наведался в университет.

— Общался с представителем вуза. Университет всегда поддерживал с ним хорошие отношения — никто никогда никаких претензий нам не предъявлял со стороны его родственников, — говорят в пресс-службе.

По информации «Аль-Джазиры», в сети вербовщиков попался не только сын депутата парламента Иордании, но и еще несколько молодых пар.

В СБУ Харьковской области ситуацию по поводу вербовки террористов в харьковских вузах не комментируют. Ограничиваются лишь загадочной фразой: «Мы оперативно сопровождаем».