В ЕрмиловЦентре стартовал выставочный проект под названием «Неореализм. Польская фотография. 1950–1960-е».

В экспозиции представлены черно-белые послевоенные снимки, напоминающие итальянское неореалистического кино.

Харьковчане рождаются с фотоаппаратами


— Зарубежная фотография выставляется в ЕрмиловЦентре впервые, — рассказывает директор ЕрмиловЦентра Наталия Иванова. — Рафал Левандовски приехал к нам с уже готовым проектом, а нам оставалось только подумать, как правильно преподнести работы в пространстве ЕрмиловЦентра. Польская фотография знаменита работами всемирно известных авторов, и я очень рада, что харьковчане смогут увидеть фотографии настоящих мастеров, признанных профессионалов в этой области искусства — Ежи Левчинского, Марека Пясецкого, Тадеуша Ролко, Софии Ридет. По мнению польского теоретика Павла Мосицкого, снимки этих фотографов первых десятилетий после Второй мировой войны — как обломки утраченной или незавершенной ленты, которая, в свою очередь, напоминает какой-то несуществующий фильм итальянского неореализма. Связь между неореализмом и польской фотографией 1950–1960-х годов, их влияние на выдающихся фотографов — и есть концепция выставки. Харьковчанам экспозиция должна быть особенно интересна. Как известно, в нашем городе люди рождаются с фотоаппаратами. Так что, думаю, проект привлекателен не только для арт-среды. Фотоискусство не преобразовывает мир, но показывает, в каких направлениях это нужно делать.
 

Окно между войной и повседневной жизнью


На выставке представлены 45 черно-белых фоторабот более чем из полувекового прошлого. На одном из снимков — сидящая на разломанном почти на асфальте исхудавшая маленькая девочка, зацепившийся за толстую решетку на окне плюшевый мишка с оторванной головой.

— Меня очень задела послевоенная фотография, на которой изображены лежащие, как на свалке, ненужные снаряды. Но, наверное, из-за того, что наша страна сегодня переживает, для нас понятно, что это совсем не свалка. К сожалению, снаряды — наш сегодняшний день, — говорит Наталия Иванова.

— Мы демонстрируем интерпретацию неореализма в польской фотографии 50–60-х годов, — рассказывает один из авторов выставки, польский фотограф  Рафал Левандовски. — Этот проект был показан в прошлом году в Париже в Гран-Пале, а выставка в Харькове — премьера в Восточной Европе. С одной стороны, мы видим очень значимых мастеров фотографии неореализма, с другой  — это фотография, которая встретилась с реальностью после Второй мировой войны. При этом авторы пытаются видоизменить реальность, чтобы она выглядела максимально прекрасной. В этих работах есть окно между войной и ежедневной жизнью — авторов интересует обыденность. И это новая поэтика фотографии — оптическая и более рассчитанная на время, в отличие от репортажа. В Польше не было развито неореалистическое кино так, как в Италии, и польские фотографы создали свой неореалистический фильм в виде фотографий, который можно прожить в реальной жизни, при этом не расставаясь с мечтой. Это проект о свободе.

В каждом моменте жизни можно найти прелесть


Экспозицию дополняет инсталляция дизайнеров студии «Графпром» под названием «Плакаты клеить запрещено»: несмотря на табу, на стене красуется масса новых и в клочья ободранных прежних плакатов.

— Наш комментарий на тему польского неореализма — это продолжение темы обыденности: в каждом моменте жизни можно найти прелесть — в зависимости от угла зрения, от того, как упадет свет, — рассказывает дизайнер студии «Графпром» Илья Павлов. — Инсталляция тоже направлена на эстетику ежедневности. Мы создали в реальную величину макет стены с ободранными плакатами. Это выглядит так, будто плакаты много раз клеили и снимали — собственно, что мы и делали, создавая эту инсталляцию. Мы считаем, что это красивее, чем просто стена, оклеенная новыми плакатами. На нашей стене — множество следов, которые друг друга дополняют, пересекают и создают совершенно другую, независимую историю.

Проект завершит работу 23 октября.