Харьков

  • 1930
  •  / 

С любимым харьковским актером случилась беда

фото: Олег Бондарь

С любимым харьковским актером случилась беда
Ведущего актера харьковского театра кукол народного артиста Украины Алексея Рубинского считают одним из лучших кукольников Украины.
Несколько лет назад болезнь отобрала у него слух, но самоотверженный актер, даже ничего не слыша, продолжает играть в спектаклях главные роли.

Его невозможно не любить


Алексей Рубинский больше сорока лет работает в театре кукол. Он не раз представлял Украину на фестивалях в стране и за рубежом, его имя внесено в книгу выдающихся харьковчан, он отмечен множеством наград и премий. О его таланте знают во многих странах Европы.

 — Алексей Юрьевич пришел к нам еще студентом, — вспоминает заместитель директора Харьковского государственного академического театра кукол имени В.А. Афанасьева Вячеслав Панченко. — Он и в молодости был очень ярким и талантливым. Неслучайно тогдашний директор театра кукол Виктор Афанасьев всегда брал его с собой на творческие вечера, на которых Алексей читал монологи, стихи, отрывки из спектаклей. Он сыграл в нашем театре множество ролей: каждый год театр выпускает по четыре спектакля, и в каждом ему всегда давали только главные роли, а часть постановок делали специально на него.

— Как актер, он удивляет меня правдивостью, огромной убедительностью и хорошим гротеском, — делится актриса ХГАТК Валентина Рычагова. — Он очень скрупулезный, ответственный, добросовестный человек. Несмотря на огромный опыт он, как ученик, перед каждым спектаклем сидит с тетрадкой — изучает роль. Он безгранично обаятельный, смешной и трогательный. Раньше мы часто ездили на гастроли, и он очень любил в поездках похохмить. Впрочем, даже сейчас стоит ему в актерской пожаловаться: «Леша, скучно. Повесели», и он начинает произносить такие монологи от фонаря, выдавать такие немыслимые перлы от имени придуманного им персонажа, что просто невозможно удержаться от смеха. Предела его фантазии нет. Может из пальцев руки сделать забавного динозаврика или вдруг прыгает в кресло и начинает изображать, будто едет в автомобиле. Одним словом, его невозможно не любить.
 

В кино актер безумно органичен


— Алексей Рубинский — это явление. В любое время появляются люди эпохи Возрождения, и Алексей Юрьевич — один из таких немногих, — считает заслуженный артист Украины Вячеслав Гиндин. — В первый раз я его увидел по телевизору, еще не зная, кто это. Мне было лет девять, шла запись спектакля «Чертова мельница» нашего театра кукол. Я был совершенно очарован монахом-отшельником, заинтересовался, выяснил, что эту роль исполняет Алексей Рубинский. В начале 1980-х годов я поступил в институт искусств на отделение кафедры театра кукол и сразу, воспользовавшись своим студенческим билетом, побежал в театр, чтобы посмотреть спектакль. Увиденное произвело на меня потрясающее впечатление. Тогда же я попал за кулисы и впервые увидел «живого» Алексея Рубинского. Тогда это был молодой человек с длинными, как у хиппи, волосами, в очках — одним словом, Джон Леннон. С тех пор я стал ходить в театр кукол, причем мне нравилось смотреть спектакли не столько из зрительного зала, сколько постигать кухню театра с той стороны, из-за ширмы. Так я ближе познакомился с Алексеем Рубинским и даже брал у него автографы, которые я храню до сих пор. Потом я стал вливаться в репертуар, мы сблизились еще больше, у нас появились общие интересы в театре, в музыке, в кино. Алексей Юрьевич стал другом и партнером по театру, он сыграл в моей жизни роль настоящего учителя.

Вячеслав Гиндин и Алексей Рубинский часто пересекались не только в спектаклях и театральных капустниках, но и на съемочных площадках: вместе работали в сериалах «УВД», Милицейская академия».

— В кино Алексей Юрьевич безумно органичен: в нем нет никакого наигрыша, — рассказывает Вячеслав Гиндин. — Порой, когда нестоличный актер дорывается до экрана, он хочет сыграть в одной роли все — весь мировой репертуар, а у Алексея никогда не было нарочитой провинциальности, которую нередко тащат за собой в кино театральные актеры. Он абсолютно органично и естественно существует в кадре — неслучайно его кумирами всегда были Чаплин и Аркадий Райкин. Это уникальный человек, поэтому в искусстве, наверное, может все  — он потрясающий иллюстратор, и если бы даже без слуха начал писать музыку, у него все получилось бы, потому что музыка звучит у него внутри.

Утратив слух, актер по-прежнему служит сцене


Несколько лет назад с актером случилась беда — тяжелое системное заболевание, поразившее иммунную систему.

— Болезнь дала о себе знать в 2008 году, когда он был на пике популярности, когда у него было все: и звания, и спектакли, и роли, и любовь студентов университета искусств, где он преподает, — говорит Вячеслав Панченко. — Мы занялись его лечением, но в 2010 году появилась глухота.

Алексей Рубинский одержим театром. Сцена — его жизнь, и с утратой слуха он не оставил работу в театре.

— Когда он играет спектакль, невозможно даже заподозрить, что он не слышит: говорит вовремя, все делает профессионально, — рассказывает Вячеслав Панченко. — Теперь, когда о беде Рубинского стало известно, зрители ожидают его выхода на сцену после спектаклей, аплодируют, но он не слышит аплодисментов. Это ужасно, и после спектакля он выходит грустный.

Невозможно, но факт


Коллеги Алексея Рубинского изумляются, как удается ничего не слышащему актеру так великолепно работать в спектаклях.

— Конечно, на нашей театральной кухне есть несколько хитростей, — например, маленькие мизансцены, чтобы Алексей Юрьевич видел артикуляцию. Но в нем живет какой-то внутренний слух, ритм. У меня ощущение, что он внутри себя за всех ведет темпоритм всего спектакля. У него абсолютный музыкальный слух и он внутренне держит партнерские паузы и вступает, когда нужно. Это ювелирная работа, — уверен Вячеслав Гиндин.

— Как ему удается играть, ничего не слыша? Это необъяснимо, — удивляется Валентина Рычагова. — Он не слышит реплик, но паузы существуют у него на подсознательном уровне. Это удивительное его свойство и настоящее мастерство.

В «Мастере и Маргарите» уже не играет


Одной из коронных ролей Рубинского была роль Воланда в «Мастере и Маргарите».

— Когда он играл Воланда, зал замирал, — делится впечатлениями Вячеслав Панченко. — В одном из фрагментов спектакля он произносил серьезный монолог, в котором обращался к Богу так, что мурашки бегали по телу. Несмотря на то что я проработал в театре много лет, но когда я дежурил на спектаклях, специально заходил, чтобы снова и снова посмотреть, как он играет Воланда.

В «Мастере и Маргарите» Алексей Юрьевич уже не играет: сейчас в спектакле другой состав. В приватных беседах с коллегами актер делился, что, возможно, роль повелителя сил Тьмы в булгаковском спектакле повлияла на его судьбу и возникновение болезни.

— Кто-то из актеров смотрит на это просто как на роль, а кто-то — не более чем на драматургический материал, но Алексей Юрьевич не одинок в отношении к произведению: многие актеры, в частности, Олег Янковский отказались от этой роли, — говорит Вячеслав Гиндин.

Талант надо спасать


После переписки с лечебными учреждениями мира, которые по результатам предварительных обследований давали только негативные ответы, удалось выйти на медицинский центр в Израиле. Специалисты клиники рекомендуют харьковскому актеру пройти квалифицированное обследование и лечение.

В израильской клинике предложили выход — вшить имплант, который позволяет слышать. Харьковский государственный академический театр кукол имени В.А. Афанасьева обратился ко всем, кому небезразлична жизнь и судьба народного артиста Украины Алексея Рубинского, с просьбой оказать помощь в его обследовании и лечении в израильской клинике.

— В театр стали звонить люди, которые хотели помочь, возле гримерки его встречают актеры и зрители, дают деньги на операцию. В июне следующего года Алексею Рубинскому нужно ехать в Израиль. Сумма, которую необходимо собрать, — 50 тысяч долларов. Теперь это больше миллиона гривен, но денег «в копилке» пока очень и очень недостаточно. Надежда на спасение угасает, но Алексей Юрьевич держится — надеется, что все-таки будет слышать. Я работаю в театре уже 44 года, и такого, как он, актера, еще не было не только в Харькове, но, думаю, и в Европе: во время поездок театра там были им просто очарованы, — говорит замдиректора театра. — Такому актеру нет цены. Ему нужно слышать, жить, работать. Это талантище, и его надо спасать.

Куда перечислять деньги
Расчетный счет в «Ощадбанке» для благотворительных перечислений: 26259511005397
МФО: 351823
Карточный счет в «Ощадбанке» — 4790820009572469
Счет в «Приватбанке» — 5168757297808125
Назначение платежа — помощь Алексею Рубинскому.

Нашли орфографическую ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

ОН Клиник Харків

Лента новостей10 декабря

Вся лента новостей

Архив новостей



Программа "Новини Р1"Лого телеканал Р1
Эксклюзивное интервью на Р1Лого телеканал Р1

Гость "ВХ" на Р1Лого телеканал Р1

Телеканал Р1 на youtube

Выбор читателей

О нас Реклама Подписка
  • Facebook
  • Вконтакте
  • Twitter
  • rss

Курсы валют от НБУ

10 RUB 4.0882 грн
100 USD 2587.94 грн
100 EUR 2732.6 грн


Новости от за посиланням
Загрузка...
Загрузка...
Афиша кинотеатра "Kronverk Cinema" Дафи