Мой брат недавно вернулся из зоны АТО. Он пришел другим человеком: раньше мы с ним отлично ладили, теперь никак не можем найти общий язык. Почему так происходит? Альбина

Врач-нейрохирург Харьковской городской больницы скорой и неотложной медицинской помощи Александр Марков работал в зоне АТО, поэтому не по теории знает, как меняет бойцов война и почему они не могут сразу адаптироваться к обычной жизни.

— Отношения на войне гораздо более простые, чем в жизни: там люди консолидируются, потому что в этом есть необходимость, — говорит медик.—  Отношения на войне приобретают четкую контрастность, без полутонов: на одной стороне враги, на другой — друзья. Там складывается настоящее боевое братство, когда люди друг за друга стоят горой, стараются не вступать в бытовые конфликты. В мирной жизни кто-то может надуться из-за не вымытой посуды или сделать мелкую пакость, или обидеться и не разговаривать весь день. На войне такого нет.

После участия в военных событиях людям тяжело адаптироваться к мирной жизни, где при отсутствии реальной опасности для жизни отношения между людьми сложнее. Это — главная проблема людей, которые вернутся с войны. Кроме того, на войне в условиях реальной опасности внутренние проблемы, которые есть у каждого человека, и с которыми каждому так или иначе приходится разбираться, отходят на второй план.

— Война создает иллюзию, что внутренних, социальных, домашних проблем не существует, — считает Александр Марков. — Но когда человек возвращается, он сталкивается с тем, что проблемы все-таки есть. Более того, они начинают набрасываться на него и рвать, как собака. Неслучайно существует так называемый синдром комбата. Смысл его в следующем: человек возвращается домой, а все его проблемы осталось прежними: низкие заработки, подлец начальник и т.д. Он хочет снова убежать в мир, где все просто — безобразно и одновременно красиво. Вернувшиеся в мирную жизнь будут продолжать делить мир на черное и белое. Это очень соблазнительная модель, очень удобная и простая, как в детских сказках: Иван Царевич — хороший, Змей Горыныч — плохой, а все непонятное — энергозатратно.

Бойцам  АТО понадобится разный срок для адаптации к мирной жизни. Для них очень важна реабилитация у психологов, но при этом очень многое зависит от того, какой была их довоенная жизнь.

— Думаю, что алкоголик, которого в числе первых мобилизовали по призыву, как пушечное мясо, вернется алкоголиком и ничего не будет делать — лишь «рвать тельняшку» и кричать: «Я горел в танке!». Человек, который имел в мирной жизни социальные якоря, думаю, в состоянии быстрее восстановиться, перейти в мирную жизнь и продолжить свою деятельность, если она была успешной, — говорит Александр Марков.