Сотни харьковских семей, пострадавших от махинаций квартирного афериста Антона Подвезько, обратились к первому замминистра внутренних дел Украины Екатерине Згуладзе. Люди просят не оставить их без крыши над головой.

Свою деятельность предприимчивый Антон Подвезько начал во время кризиса 2008 года, когда банки практически не выдавали кредиты. Антон же, напротив, давал деньги охотно – но под залог квартир. Через время заемщики оказывались на улице. Жертвами дельца стали сотни семей. Доверчивые люди, обработанные мошенниками, вместо договоров займа подписывали договоры купли-продажи или обмена. Договоры были составлены так грамотно, что даже сейчас, уже более трех лет находясь за решеткой, кредитор выселяет людей из квартир.

В 2009 году супруги Татарины имели бизнес – несколько лотков на рынке. И вдруг беда: у мужа украли барсетку, в которой было 30 тысяч долларов. Этими деньгами предприниматели должны были расплатиться за товар и аренду магазина. Решили взять кредит.

– В банке нам отказали. По рекомендации знакомого менеджера мы обратились к Антону Подвезько, – рассказывает Светлана Татарина. – Взяли 18 тысяч под залог нашей трехкомнатной квартиры в Дергачах. Регулярно выплачивали долг. А в 2012 году -- как гром с ясного неба – пришли документы на выселение. Оказалось, мы подписали договор купли-продажи.

Потрясенную женщину разбил инсульт – еле спасли, восстанавливалась с трудом. Пыталась повеситься, но муж вынул из петли, а спустя полгода покончил с собой.

– Муж начал занимать деньги, потому что мне была необходима операция  на головном мозге. А 29 августа 2012 года его нашли повешенным, – плачет Светлана Татарина.

Махинатор-кредитор уже не первый год за решеткой, а Светлану по-прежнему пытаются выставить из квартиры. Очередное выселение назначено на 2 декабря.

Заемщикам подсовывали договоры не только купли-продажи, но и обмена. Порой люди подписывали совершенно абсурдные соглашения – обменивая свое жилье на стиральную машинку, люстру, картину. Татьяна Федорова махнула не глядя свою квартиру на улице Артема на... кухонный комбайн.

У Татьяны было свое кафе, а в 2009-м она решила обзавестись еще и магазинчиком. Как и в случае со Светланой, банк отказался выдавать кредит, кредитные союзы – также. Татьяна нашла кредитора в газете объявлений.

– Я решила, что мне очень повезло – деньги давали под 2,5% годовых (в банках – 4%), а моя коммуналка в качестве залога их вполне устраивала, – рассказывает Татьяна. – Приехала женщина, была очень внимательная. Целый день мы с ней мотались по городу, собирая какие-то бумаги. К Подвезько попала уже глубоким вечером – уставшая и вымотанная. Поэтому согласилась на договор обмена – поверила, что это всего лишь формальность, дабы избежать лишних расходов.

Женщина исправно выплачивала и долг, и проценты, не заботясь о расписках, – Антон Подвезько произвел впечатление порядочного человека. Но вскоре ее силой выкинули из собственного жилья.

– Три дня обитала в общем коридоре – в халате и тапочках, пока не нашла съемное жилье. А спустя три года позвонили соседи и сказали, что квартира открыта. Я заселилась обратно. Но в 2015-м пришли документы на выселение.

Пенсионерка Лариса Титова с мужем лишилась однокомнатной квартиры (43 кв.м) на пр. Гагарина. От пережитого потрясения сердце супруга не выдержало – он умер от инфаркта.

Супруги, торговавшие на рынке, тоже вышли на кредитора по объявлению в газете. Обработали их также, как и Татьяну Федорову: с 8.00 до 19.00 протаскали по различным инстанциям, а потом голодных и уставших доставили к Подвезько. В результате пенсионеры подписали договор ипотеки. Долг супруги погашали исправно, однако зимой – за полгода до окончания срока договора – их вышвырнули из квартиры.

– Мы вернулись с рынка домой около полуночи, а дверь открыть не можем, – вспоминает Лариса Титова. – Подумали, что хулиганы что-то засунули в замок. Муж спустился к дежурной за отверткой. А оказалось, что замки поменяны. Приехал компаньон Подвезько и заявил, что это его квартира. Все документы на него были оформлены еще год назад! А мы все это время продолжали погашать долг.

Супругов не пустили в квартиру даже забрать собственные вещи.

– Под ковром у нас была спрятана крупная сумма денег – 30 тысяч (мы собирались ехать в Белоруссию за товаром), на подоконнике лежала банковская карточка, куда начислялась наша пенсия – а рядом конверт с пин-кодом, документы. Мы лишились всего, – рассказывает Лариса Титова. – Две машины наших вещей вывезли – куда, я даже не знаю. Два дня ночевали в каморке у консьержки, потом на вокзале, у знакомых. Дочери, которая жила с семьей отдельно, сказать боялись. Когда она узнала – забрала к себе. Однажды выяснили, что нашу квартиру посуточно сдают квартирантам. Договорились с одной из постоялиц – она впустила нас в квартиру, мы поменяли замки и остались.

Лариса Титова похоронила мужа, который не смог пережить свалившегося на них горя, и продолжает судиться за свое имущество.

В январе 2012 года Дзержинский райсуд Харькова приговорил Антона Подвезько за мошенничество к шести годам лишения свободы с конфискацией имущества. В апреле 2013 года приговор вступил в силу. Второй приговор был вынесен в сентябре 2014 года – лишение свободы сроком на 13,5 лет. Обвинителям удалось доказать лишь десятки эпизодов, потерпевших же сотни. Причем последнее решение суда Подвезько оспаривает сейчас в апелляционном суде.

Люди, обманутые черными риелторами, объединились в группу и решили бороться за свои квартиры сообща. Митингуют под судами, требуя справедливости, объявляют голодовку, грозятся актами самосожжения и пишут обращения во всевозможные инстанции – президенту, в Генпрокуратуру, председателю Верховной Рады.

Последнее обращение было к Екатерине Згуладзе: «Еще на слуху дело «люботинского стрелка», который тоже боролся с частным кредитором, с судебной системой. И мы помним, чем все закончилось: от несправедливости, беззакония у человека не выдержали нервы и он взялся за оружие. Таких, как «люботинский стрелок», – потерпевших от афер ОПГ Подвезько в Харькове, больше 200 человек. Уважаемая Екатерина! Мы надеемся, что вы откликнетесь на наше обращение. Наша инициативная группа готова встретиться с вами, времени у нас осталось очень мало – ОПГ Подвезько действует на опережение. Многие потерпевшие могут не выдержать, будут жертвы. Помогите нам доказать нашу правоту. Не дайте лишиться крыши над головой...»

Пока ответа из МВД нет.
Сейчас идет третья волна потерпевших
На сторону потерпевших встала прокуратура Харьковской области – прокурор области взял дело Подвезько под свой контроль.

– Следователи расследовали несколько его афер и направили в суд. Расследовали еще ряд случаев – снова направили в суд. А люди продолжают идти, – рассказывает пресс-секретарь прокурора Харьковской области Вита Дубовик. – Сейчас идет третья волна потерпевших, дела которых только расследуются. К тому же у Подвезько остались пособники, на которых он переписывает доверенности. Это очень сложное многослойное дело – тут нужен особый комплексный подход. Поэтому по решению прокурора области была создана группа процессуальных руководителей, которая занимается этим вопросом. Прокурор области взял под личный контроль это дело, и 20-го числа каждого месяца группа сообщает, как продвигается следствие. Первая такая встреча состоялась 20 ноября.