5 декабря мир отмечал День добровольца. В последние годы этот праздник все чаще ассоциируется с волонтерами, которые добровольно жертвуют свои силы, время и деньги на помощь другим.

С началом военных действий в Украине появились тысячи волонтеров. Сейчас они просят помочь гражданскому населению, оставшемуся на прифронтовой территории Донбасса. Война лишила их домов, и, пытаясь спастись от холодов, они стали узниками подвалов.

Люди живут на линии огня


Волонтеры общественного объединения «Гуманитарная миссия мирному населению в зоне военного конфликта «Пролиска» второй год работают в самых горячих точках, спасая гражданское население на прифронтовых территориях. Так, в эпицентре военных событий оказались Марьинский и Ясиноватский районы Донецкой области — в частности, город Красногоровка (1,5 км от так называемой дэнээровской территории), поселок Опытное (3,5 км до взлетной площадки Донецкого аэропорта), поселок Пески (800 м до взлетной площадки Донецкого аэропорта).

1 октября благодаря поддержке УВКБ ООН и Датского совета по делам беженцев «Пролиска» открыла в Донецкой области пять постоянно действующих гуманитарных штабов. Они охватывают территорию 27 населенных пунктов вблизи зоны конфликта. Волонтеры «Пролиска» мониторят проблемы мирного населения Донбасса, оказавшегося на линии соприкосновения двух армий, снабжают людей продуктами, медикаментами, одеждой, средствами гигиены, углем, дровами, перевозят их из опасной зоны, помогают правовыми консультациями.

— Чем ближе населенный пункт к фронту, тем сложнее ситуация, — рассказывает координатор миссии Евгений Каплин. — В окраинных микрорайонах Красногоровки — «Солнечном» и «Восточном», где живут более 700 человек, самая тяжелая гуманитарная ситуация. С прошлого года  многоэтажки постоянно подвергаются обстрелам. В большинстве квартир нет стекол, на некоторых домах разрушены крыши и несущие конструкции. Полтора года отсутствует газ, воду подвозят военные или религиозные организации, но это бывает не систематически. Электроэнергия работает с перебоями, и местные жители приноровились готовить еду на мангалах во дворе. С лета прошлого года не работают коммунальные службы, не вывозится мусор, развелись грызуны. С лета 2014 года мэр самоустранился от выполнения своих обязанностей, органы власти перенесены в Курахово. Школы перешли на гибкий график работы: часть детей находятся на «дистанционном обучении», некоторых перевели в учебные заведения в более стабильной части города.

Социальная служба не в состоянии защитить детей от насилия


Из-за обстрелов практически невозможно выехать — не ходит транспорт, отсутствует медицинская помощь. Ближайшие медучреждения расположены в десятках километров.

— Банкоматов нет, из большинства населенных пунктов исчезли крупные торговые сети, остались лишь мелкие предприниматели. В части населенных пунктов не работают соцслужбы и гуманитарные организации. В Красногоровке мы заехали к женщине, которая воспитывает 11 детей: 5 родных и 6 племянников в возрасте от 3 до 16 лет. Наталья, ее супруг и два брата вместе с 11 детьми живут в квартире около 35 кв. м. Квартира повреждена взрывной волной, родители на глазах у детей систематически злоупотребляют алкоголем. По словам соседей, часть детей периодически подвергается насилию. Мы сообщили об них в социальную службу, но нам ответили, что соцработники боятся ехать в обстреливаемый район. Без помощи оказались престарелые люди и инвалиды. К нашим консультантам в Марьинском районе поступили обращения от местных жителей и временно перемещенных людей с просьбой обеспечить ходунками, тростями, инвалидными креслами.

Люди стали узниками подвалов


Похожая ситуация и в других прифронтовых населенных пунктах. С наступлением морозов многие переселяются в подвалы, сараи, летние кухни и гаражи — их легче обогреть, чем дома без окон. В частности, крайне тяжелая ситуация сложилась в поселке Опытное. С мая 2014-го здесь велись активные боевые действия, сейчас поселок находится в зоне постоянных артиллерийских обстрелов.

— Это окраина Донецка, условно подконтрольная украинскому правительству территория. До войны здесь проживало около тысячи человек, сегодня — 78. В примыкающей к Донецкому аэропорту части поселка дома разрушены до основания. Это зрелище — словно стоп-кадры из фильма «апокалипсис». Более 80% жилых домов имеют капитальные разрушения. В поселке остались в основном пожилые люди, одинокие старики и инвалиды. Есть раненые жители, которые не могут получить медицинскую помощь и оформить инвалидность. До ближайшего магазина — около 5 км. Отсутствует электрическое и газовое снабжение. Окраины поселка и зеленые насаждения заминированы. Еду готовят на кострах. У людей нет средств на покупку товаров, большинство не получают социальные выплаты. В Опытное мы приехали 26 ноября — привезли дрова. Поселок поделен на две части — частный сектор и двухэтажки. Жители двухэтажек сейчас живут в подвалах по 7–8 семей, каждая — в кладовой размером метр на два. У трети людей нет паспортов и документов. Ехать некуда — в основной массе это одинокие люди или пожилые семьи, у которых нет родственников на мирной земле. У тех, кому было куда выбираться, сделать это без помощи волонтеров не реально: единственная не заминированная дорога — пять километров между двумя армиями. Идти по ней очень опасно. Местные называют ее «дорогой жизни». А дальше — блок-посты, которые без документов не пропустят. В частном секторе также живут в подвалах. Под вечер обстрелы усиливаются. Мы уезжаем, а люди остаются. У каждого в глазах безысходность, ведь у них нет дома на мирной земле. Будь проклята война, — говорит волонтер.

К сожалению, конца войны пока не видно.

— Развозим дрова и предметы гигиены по подвалам под канонаду «перемирия». В зоне конфликта наблюдается новая эскалация, — говорит Евгений Каплин. — Если с конца августа по 1 октября была почти полная тишина — слышались только автоматные очереди и выстрелы из стрелкового оружия, то в середине октября районы Опытного и Песок начали накрывать из минометов реактивных систем залпового огня «Град».

Волонтеры просят харьковчан помочь людям из прифронтовых районов пережить зиму. Нарубить дров не могут: все лесополосы заминированы.

— С наступлением зимы в прифронтовой зоне сложилась критическая ситуация. Живущим в неотапливаемых подвалах и хозпостройках людям необходимы электрогенераторы, термобелье, обогреватели, одеяла и зимние вещи, свечи и керосиновые лампы, уголь/дрова, средства гигиены, продукты питания, медикаменты.

Куда обращаться?
Желающие помочь людям могут позвонить по телефонам (093) 202-22-32(093) 202-22-32, (096) 404-10-34(096) 404-10-34 (пн-пт — 10.00–18.00).