В редакцию «Вечернего Харькова» обратились родители школьников. По их словам, учителя боятся ставить детям высокие оценки, опасаясь, что они будут отличаться от результатов тестирования.

В итоге у отличников становится все меньше шансов получить медали по окончании школы.

Кто не боится ставить высокие оценки


— После внедрения внешнего независимого оценивания стали определять эффективность работы школ и составлять рейтинги учебных заведений по количеству успешно сдавших тестирование выпускников. Поэтому учителя стали бояться ставить детям высокие оценки. Они опасаются нареканий, что школьные отметки будут расходиться с баллами за тестирование, — говорит мама девятиклассницы Светлана Николаевна. — В результате моя дочь, которая всегда была отличницей, стала хорошисткой, хотя я не сомневаюсь в ее знаниях. Родители одноклассников дочки тоже опасаются, что в аттестатах у детей будут низкие оценки.

По мнению директора Департамента образования Харьковского горсовета Ольги Деменко, во время сдачи ВНО происходит объективное оценивание знаний школьников: результаты тестовых заданий беспристрастно оценивают компьютерная программа и педагоги из других регионов, которые не могут знать абитуриентов, сдающих тесты.

— Каждый родитель считает своего ребенка самым талантливым и одаренным, но есть объективная реальность. В школе высокие оценки ставят не за то, что мальчики и девочки хорошие, а за знания. Учителя не опасаются ставить высокие оценки, если качественно учат детей, — считает Ольга Деменко. — В Харьковском физико-математическом лицее № 27, например, во время прохождения ВНО 2015 года каждый второй выпускник получил максимальные 200 баллов при тестировании по физике и математике. В этом учебном заведении учителя не боятся ставить высокие оценки.

По данным Ольги Деменко, жалобы на то, что детям занижают оценки, в Департамент образования не поступали. Но если школьник уверен в своих знаниях и считает, что текущие, семестровые или годовые оценки, а также баллы за государственную итоговую аттестацию ему выставили необъективно, нужно добиваться справедливости. Школьники имеют право на пересмотр баллов. Для этого нужно написать заявление в администрацию школы, где в объективности оценивания будет разбираться апелляционная комиссия. Если родители и абитуриенты не согласны с результатами ВНО, они тоже могут оспорить его, обратившись с заявлением в апелляционную комиссию Украинского центра оценивания качества образования.

Теперь школьная медаль зависит и от результатов ВНО


— Мой сын все школьные годы учился только на «отлично» и мечтал окончить школу с золотой медалью, — рассказывает мама 11-классника Надежда. — Но в марте нынешнего года вдруг вышел приказ Минобразования, который ввел новшества при получении медалей. Насколько я знаю, теперь претендовать на медаль может только ребенок, на счету которого есть победы в серьезных областных и всеукраинских олимпиадах или работы в Малой академии наук. Мой сын не участвовал в таких ученических состязаниях — он просто с первого класса добросовестно учился. Неужели он не получит медаль?

— Распоряжений о том, что для получения по окончании школы медали требуются победы в олимпиадах, мы не получали, — заверяет Ольга Деменко. — В 2014/2015 учебном году школьники сдавали ВНО по украинскому языку и литературе, которое впервые приравнивалось к государственной итоговой аттестации. И если ребенок прошел ВНО не на высоком уровне, то и оценка в аттестате была ниже. Большинство выпускников, окончивших школу, подтвердили свои медали, но 4–5% потеряли право на них из-за того, что внешнее независимое оценивание сдали не на очень высоком уровне.

Не исключено, что в 2015–2016 учебном году медалистов в Харькове станет еще меньше. В этом году школьная аттестация тоже объединяется с ВНО, причем уже по двум предметам. Как сообщил директор Харьковского регионального центра оценивания качества образования Александр Сидоренко, для всех выпускников старшей школы общеобразовательных учебных заведений 2016 года результаты внешнего независимого оценивания по украинскому языку и литературе и еще по одному предмету на выбор — математике или истории Украины — будут засчитываться как оценки государственной итоговой аттестации.

— Абитуриент получит оценки по двум шкалам, — поясняет Александр Сидоренко. — Государственная итоговая аттестация будет оценена по шкале 12 баллов, причем все 12 баллов считаются позитивными, то есть оценка в 1 балл тоже дает абитуриенту право на получение аттестата. Вторая шкала, которая применяется при зачислении в вуз, рассчитывается по 200-балльной системе. Чтобы абитуриентам легче было ориентироваться, оценка за государственную итоговую аттестацию будет выставляться только по украинскому языку, в том числе и за написание собственного высказывания. Вопросы по литературе в ГИА не оцениваются и в 12-балльную шкалу не входят. Что касается истории Украины, в государственной итоговой аттестации будут засчитываться знания по истории за период ХХ — начало XXI cтолетия.