Правозащитники презентовали результаты мониторинга: как на Харьковщине обеспечено право на образование учеников-переселенцев.

Основные проблемы – недостаточное финансирование учебных заведений, поборы в «фонд школы» и отсутствие опыта у учителей в работе с детьми, которые видели войну.

Исследование, организованное общественной организацией «Эра» при поддержке международного фонда «Возрождение», проводилось в четырех областях Украины – Донецкой, Луганской, Днепропетровской и Харьковской. В нашем регионе ситуацию мониторила Чугуевская правозащитная группа.

По данным правозащитников, большинство переселенцев практически сразу же устроили своих детей в школу по месту проживания (75%) или через месяц (20%). По словам родителей, в новой школе детей встретили дружелюбно – как учителя, так и одноклассники. При этом детям-переселенцам не пришлось при поступлении сдавать тесты и проходить собеседование, отметили 77% опрошенных. У большинства ребятишек не было проблем и с адаптацией.

Однако не обошлось и без проблем. Среди них – недофинансирование школ, недостаток оборудования, учебников, невозможность заниматься спортом, ненадлежащее питание учеников. Родители учеников-переселенцев сетовали на худшее состояние школ, в которых учатся их дети после переезда, а иногда – и на низкое качество образования.

– Проблемы, которые возникают с финансированием школ, являются системными, – считает зампредседателя Чугуевской правозащитной группы Юрий Чумак. – Количество учеников в школах за счет переселенцев увеличилось, а финансирование осталось тем же.

Но наиболее актуальная проблема – разного рода финансовые поборы, которые распространены в школах.

– В «фонд школы», в «фонд класса». В большинстве случаев с переселенцев не собирают деньги на эти цели, но кое-где практикуется. В результате возникают конфликты с родителями местных учеников, – говорит Юрий Чумак. – Например, в правозащитную группу обратился родительский коллектив класса одной из школ: мол, мы собираем деньги в фонд класса, а переселенцы не сдают. Хотя маме-переселенке не хватало средств даже на то, чтобы прокормить ребенка, не говоря уже о взносах в школу.

В целом же родители местных учеников доброжелательно относятся к ученикам-переселенцам: 42% помогали им лично – и морально и материально: учебниками, деньгами, продуктами.

Еще одна серьезная проблема, которую выявил мониторинг, – родители учеников-переселенцев не обращают внимания на психологическое состояние своих детей, столкнувшихся с ужасами войны.

– А если и видят, то считают, что могут справиться с этим без помощи психолога, – отмечает Юрий Чумак. – С другой стороны, у школьных психологов нет ни методик, ни навыков работы с такими учениками. Они знают, как помочь ребенку, если есть конфликты и насилие в семье, а вот что делать с теми, кто видел войну? Аналогичная ситуация и с учителями.

Учителя боятся общаться


По итогам исследования были подготовлены и переданы в Минобразования и Департамент науки и образования ХОГА рекомендации.

– В частности, необходимо активизировать психологическую помощь в школе. На государственном уровне нужно решить вопрос с финансированием школ. Лозунг «Деньги ходят за ребенком» должен стать определяющим, – говорит Юрий Чумак. – А профильному департаменту ХОГА было предложено установить в школах стенды с информацией о правах учеников, куда можно обращаться, если они нарушены.

Также Юрий Чумак отметил, что достаточно часто образовательные заведения остаются очень закрытыми.

– Учителя в кулуарных разговорах признавались, что структура образования – полувоенная. Они боятся с кем-либо разговаривать, пока не получат разрешения у директора, тот, в свою очередь, – у начальника управления образования, а последний – у директора департамента, – говорит он. – Сейчас с этим стало легче, но определенные шоры у учителей остались. Педагоги должны понимать, что в свободной стране и в нерабочее время они могут общаться на любые темы.

«Мы найдем механизм навести порядок»


Заместитель директора Департамента науки и образования ХОГА Владимир Игнатьев заверил, что выявленные недостатки будут устранены.

– Обращений от переселенцев, которых принуждали сдавать деньги в фонды школы или классы, в Департамент образования и науки ХОГА не поступало. Если такие факты имеют место, родители должны обратиться в администрацию школы, либо в местный орган управления образования, или к нам, – посоветовал он. – Также постоянно действует горячая линия по номеру (057) 705-02-88.

Также Владимир Игнатьев сообщил, что буквально на днях будут организованы курсы для учителей и психологов на тему, как работать с детьми переселенцев.

– К этому подключился и детский фонд ЮНИСЕФ, – уточнил замдиректора департамента.

Что касается финансирования школ, которое осуществляется за счет образовательной субвенции, рассчитываемой на одного ребенка, то в ноябре она была пересмотрена.

– Бюджет на 2015 год формировался по данным, которые были на начало 2014 года, когда временно перемещенных лиц не было, – говорит Владимир Игнатьев. – Мы неоднократно обращались в Минобразования и Кабмин – в конце-концов нас услышали. В ноябре 2015 года средства, которые должны были идти на оккупированные территории, перераспределили, в том числе и в Харьковскую область.

Учеников-переселенцев становится меньше
По данным МОН в конце прошлого года в общеобразовательные школы разных регионов Украны было зачислено 60 023 детей-переселенцев. Из них 11% – в Харьковской области.

– На сегодняшний день есть тенденция к уменьшению количества школьников-переселенцев на Харьковщине – еженедельно на 150-170 человек. Аналогичная динамика и в детсадах, – уточнил Владимир Игнатьев.

Уменьшается и количество детей-переселенцев, которые поступили в ПТУ, техникумы, вузы – некоторые из них уже выпустились, получив дипломы. В техникумах и колледжах сейчас учатся 407 студентов, в вузах – 2494.