Гость «Вечернего Харькова» – директор Департамента по делам информации и связям с общественностью Харьковского городского совета Юрий Сидоренко.

Онлайн жалобы принимают районы города


– Юрий Сергеевич, здравствуйте. Меня зовут Марина Васильевна. Интересно,  
как появилась идея создания электронного сервиса на сайте Харьковского горсовета
?

– Эта идея витала в воздухе с тех пор, как у горсовета появился собственный сайт. Более расширенно к этому вопросу стали подходить где-то с 2006-2007 года. А в последние годы на сайте появилось множество интернет-сервисов, благодаря которым харьковчане могут связаться с городской властью. И горожане этим активно пользуются.

– А когда произошел этот всплеск активности?

– С запуска проекта «Фото-жалобы» в 2012 году. В 2013-м он продолжился, а в 2014-м мы его, к сожалению, не делали, поскольку было не до того –  Геннадий Кернес был ранен, и вообще ситуация в стране была напряженной.

Но буквально вчера (16 декабря – прим. ред) у нас появился аналогичный проект под названием «Горячие линии районов». В отличие от фото-жалоб (которые принимались в течение месяца) он бессрочный. Причем жаловаться можно не только в мэрию, но и в райадминистрации, чтобы там могли сразу же (в течение 15-20 минут с моменты подачи обращения) видеть проблему в онлайн режиме. В этом сервисе не обязательно присылать фотографии. Мы понимаем, что у старшего поколения харьковчан, имеющих устаревшие модели мобильных телефонов, не всегда есть возможность сделать снимок проблемного места. Также у них могут возникнуть сложности с прикреплением фото к обращению. А вот просто написать каждый может.

– А что обязательно необходимо указать в такой интернет-жалобе?

– Район, номер телефона, адрес и собственно саму жалобу. Обращения проходят предмодерацию в горсовете, поскольку могут содержать вопросы, решение которых находится вне компетенции районных властей. Например, самая распространенная жалоба – на разбитые дороги. Район собственными силами отремонтировать дорогу не может – за дороги отвечает городской совет.

– И куда в таком случае попадает эта жалоба?

– В департамент горсовета, который занимается организационной работой, а дальше ложится на стол профильного заместителя городского головы.

– Как быстро реагируют на жалобу, и в какие сроки заявитель получает ответ?

– С заявителем должны связаться в тот же день. А выполнение зависит от того, какие вопросы затронуты в обращении. Допустим, если плохая внутриквартальная дорога – то на ее рассмотрение потребуется время, потому что финансирование ремонта внутриквартальных дорог выносится на сессию горсовета. А если это, например, просьба покрасить дверь в подъезде – сроки более сжатые, вплоть до одного дня. 

На Московском проспекте появятся велодорожки?


– Здравствуйте, Юрий Сергеевич. Михаил беспокоит. На сайте горсовета есть приложение «Активный харьковчанин». Каким образом реагирует мэрия на  оставленные там предложения горожан
 
– Это приложение разработано для людей, которые хотят сделать свой город лучше, и у них есть конкретные предложения. К 9 декабря в нем зарегистрировано 2655 человек, поступило 1339 предложений. Раз в месяц мы подводим итоги.

Предложение, набравшее наибольшее количество голосов в прошлом месяце (87%), – «запретить водителям бросать автотягачи с прицепами на проезжих частях в спальных районах города, накладывать на них штраф. Пусть ставят свои машины на специально оборудованных парковках, а не на узких улицах». Второе по популярности предложение –  «при реконструкции Московского проспекта создать велодорожки вдоль всего проспекта вне проезжей части». На третьем месте – «город задыхается от дыма и копоти, предлагаю реально наказывать штрафом тех, кто жжет мусор и листья в городе». Последнее предложение, вероятно, связано с тем, что в ноябре над Харьковом действительно стоял смог и неприятный запах.

Решение этих вопросов будет поручено профильному заместителю Харьковского городского головы – Евгению Водовозову и директору департамента, который отвечает за сотрудничество с правоохранительными органами, армией и т. д. – Валентину Топчию. 

То есть предложения активных харьковчан, которые набирают больше всего голосов обязательно берут в разработку. По другим предложениям не могу сказать, что на сто процентов будут взяты в разработку, но они тщательно изучаются.

– Добрый день. Меня зовут Екатерина Антоновна. Юрий Сергеевич, в чем суть электронного управления городом?

– Это способ организации местного самоуправления с помощью программно-аппаратных средств. Это, в частности, электронный документооборот. Депутаты уже отказались от бумажных проектов решений сессий горсовета – для этого у них есть планшеты с доступом в Интернет, и документы они читают в электронном виде. И уже не нужны тонны бумаги на то, чтобы распечатать проекты решений.

Кроме того у нас есть раздел «Электронный город», посредством которого можно отправить заявку в мэрию; а также послать запрос на публичную информацию; получить нормативно-распорядительную документацию, записаться в электронную очередь в Центр предоставления административных услуг; поставить ребенка на электронную очередь в детский садик; получить справку о составе семьи или зарегистрированных на жилплощади лиц. А также – целый пакет сервисов для избирателей: личный кабинет на сайте Госреестра избирателей, включение избирателей в этот держаный реестр, проверка данных и внесение изменений в этом реестре и т.д.

Харьковчан волнует коммуналка и внутриквартальные дороги


– Юрий Сергеевич, добрый день. По каким вопросам горожане чаще всего обращаются в мэрию? Меня Анатолий зовут.

– Коммунальные вопросы, плохие внутриквартальные дороги (основные трассы и общегородские улицы уже приведены в порядок). Все заявления регистрируются. По данным на 15 декабря, в горсовете за этот год зарегистрировано 47 тысяч обращений, тогда как за 2014-й было 25 тысяч.

– Получают ли обратившиеся в мэрию горожане ответ?

– Каждый получает ответ: либо письменный, либо по телефону. Трижды в день из приемной городского головы забирают список позвонивших и с каждым связываются, выясняют проблему. Потом департамент контроля еще проверяет.

Исчезнут ли из метро попрошайки и лоточники?


– Здравствуйте. Меня зовут Алла Павловна. Сегодня на сайте горсовета можно подать электронную петицию. Юрий Сергеевич, в чем ее отличие от «Активного харьковчанина»? И когда будут подводиться итоги?

– «Активный харьковчанин» – это была исключительно инициатива горсовета, а «Электронная петиция» – это инициатива законодателей. Подать петицию может любой гражданин Украины, сбор подписей в ее поддержку длится три месяца. Чтобы петиция была рассмотрена Харьковским городским головой – она должна набрать 1000 голосов.

– А как быть, если получившее тысячную поддержку предложение, окажется для мэрии невыполнимым?

– Вот как раз этот вопрос планируется вынести на рассмотрении ближайшей сессии горсовета 23 декабря. Должно быть принято положение о петициях, в которое планируется внести пункт о том, что вопросы, которые не относятся к компетенции Харьковского городского совета, в этом разделе публиковаться не будут. Например, есть петиции с предложением принять Закон Украины. Но понятно же, что городской совет не принимает законы Украины.

Есть и другие проблемы, связанные с недоработкой законодателей. Например, человек, который называет себя проукраинским активистом, выставляет на сайт петицию: оставить крест на месте памятника Ленину. А чтобы она набрала 1000 голосов – обзванивает друзей из других регионов страны. За несколько дней эта петиция набирает достаточно голосов. Мы смотрим, откуда голоса – Львов, Прикарпатье, Луцк, Киев и не больше десяти голосов из Харькова. Должны мы эту петицию рассматривать? В законе о петициях говорится, что оставить ее может любой гражданин Украины. Но почему жители других регионов должны решать, как нам жить в Харькове? А ограничить голосование по IP-адресам закон запрещает.

С другой стороны, у нас есть голоса, которые идут из-за границы, а в законе написано – только граждане Украины. Учитывать эти голоса или нет, если это харьковчанин, который находится в длительной заграничной командировке? И опять же, как определить – гражданин он Украины или нет?

– Есть ли уже петиции, перешагнувшие тысячный барьер?

– На сегодняшний день (17 декабря – прим. ред) – пока одна: «победить незаконную торговлю и попрошайничество в метро».

– Решение этого вопроса относится к полномочиям горсовета?

– Дело в том, что незаконная торговля и попрошайничество и так законом запрещены. А вот почему это не выполняется – вопрос к правоохранителям. 17 декабря в горсовете состоялось совещание по этому поводу. Думаю, полиция нам поможет.

Хозяева таки будут убирать за своими животными


– Добрый день. Меня зовут Надежда. Юрий Сергеевич, может ли получиться так, что очень популярные среди горожан, но все же не набравшие достаточного количества голосов петиции, окажутся обойденными вниманием мэрии?

– Геннадий Адольфович знает уже как минимум семь петиций, которые еще не набрали 1000 голосов, но близки к этому. Среди них: запретить водителям маршруток курить на рабочем месте. Такое табу и так наложено Законом Украины «О запрете курения в общественных местах» и внутренними нормативными актами. Чтобы можно было бороться с этой проблемой, я бы предложил харьковчанам сообщать нам номер маршрута, бортовой номер машины и дату, когда это произошло, чтобы наказать виновного.

Еще одно востребованное предложение: внедрить систему сортировки мусора. Очень популярная петиция: табло метрополитена должно отсчитывать время до прихода поезда, а не наоборот. Как по мне – очень здраво. Предложение по переименованию районов – тоже стремительно набирает голоса. Также очень популярное предложение: обязать владельцев собак убирать за своими животными. И, наконец, – вместо памятника Ленину поставить фонтан и лавочки. 

Петиции, которые наберут более 400 голосов, обязательно попадут к Геннадию Адольфовичу, и он будет решать, что с этим делать.

– Абсурдные предложения встречаются?

– Смотря что считать абсурдным. Есть, например, один персонаж, который  печатает по 15-20 петиций за ночь. Например, предлагает запретить продавать сим-карты без паспорта. Ну при чем тут городской совет?

– Видела петицию, предлагающую закрыть раздел петиций как ненужный. Означает ли это неверие в действенность такого электронного приложения?

– Насколько я знаю, это предложение не набрало и 20 голосов. Так что о недоверии речи быть не может. Раз люди обращаются – значит они верят, что их проблема будет решена.

Вокруг коммунального СМИ может разразиться скандал


– Здравствуйте. Иван Григорьевич на проводе. Меня интересует, как новые фракции горсовета представлены в информационном пространстве?

– В основном они представлены в «Фейсбуке». Есть одна фракция, которая сейчас, когда идет предбюджетный процесс, пытается по косточкам разобрать главный финансовый документ Харькова (который будет рассматриваться на сессии горсовета 23 декабря) и вытянуть из него какие-то скандалы. Самый большой скандал, который нас может ожидать, – фракция «Самопомощи» решила убить коммунальное СМИ – газету «Харьковские известия». Якобы на нее тратятся огромные суммы. Между тем основную часть финансирования составляют зарплаты и налоги на зарплаты. Следующий пункт расходов – печать газеты. Ведь на бумаге, которую производит Украина, печатать невозможно –  приходится покупать за рубежом.

Личное дело
Юрий Сергеевич Сидоренко родился 6 июня 1974 года. В 1998 году окончил Киевский государственный институт театрального искусства, специальность – режиссер драмы. С 1999 года по 2001 работал журналистом ТРК «Приват-TV», Харьков.
2001-2006 гг. – собственный корреспондент ТСН (канал «1+1») в Харькове.
2006-2008 гг. –  журналист ТСН в Киеве.
2008-2009 гг. – специальный корреспондент программ «Подробности» и «Подробности недели», канал «Интер».
2009-2011 гг.  – журналист программы ТСН, канал «1+1».
С 2011 года работает в Харьковском городском совете.
В 2010 году получил звание «Заслуженный журналист Украины»