Харьковские власти обещают покончить с попрошайками в метрополитене и незаконной торговлей в подземных переходах.

Первый показательный рейд прошел в выходные в ответ на петиции харьковчан.

— Внимание к проблеме привлекли харьковчане, оставив петицию на сайте горсовета, — говорит заместитель городского головы по вопросам инфраструктуры города Евгений Водовозов. — Среди всех поданных петиций больше всего голосов горожане отдали за устранение двух проблем — торговля и попрошайничество в вагонах метро (эту петицию поддержали более тысячи человек), а также стихийная торговля колбасой около метро и в подземных переходах (около 700 голосов). Реакция горсовета однозначная: попрошаек и несанкционированную торговлю из метро убрать.

В субботу, 19 декабря чиновники совместно с работниками КП «Подземный город» провели рейд на Холодногорско-Заводской линии, во время которого были задержаны нескольких нарушителей — их отвели в комнату милиции метрополитена. Так, три женщины торговали в метро традиционной мелочевкой: шариковыми ручками, пластырями, влажными салфетками.

— По вине врачей мне сделали три операции на ногах. Мне трудно ходить, поэтому не могу устроиться на работу. Не могу оформить и инвалидность — врач требует денег, — поясняет свое занятие Лидия Владимировна. — Но жить-то как-то надо. В метро выхожу буквально на час. Люди относятся с пониманием: мы ведь не навязываем наш товар, а пассажирам удобно — едут на работу и заодно покупают необходимые мелочи. Я согласна, что нарушаю закон, милиция нас останавливает. Но как мне выжить?

— 16 лет работала медсестрой, потом продавала рыбу на продуктовом рынке. В последнее время торговала в ТЦ «Барабашово». Но зимой торговля слабая, а работать сейчас негде, — делится вторая задержанная Людмила Павловна. — До пенсии мне осталось немного, а на работу не берут. Я готова подучиться и пойти фасовщицей или кладовщицей на фабрику или завод, но таких вакансий нет. Бывает, в метро ничего заработаешь, а иногда— только гривен 25–30.

На женщин были составлены административные протоколы. По словам незаконно торгующих, они платят штраф 15 гривен.

Задержали в этот день и представителей «Фонда добрых людей», собиравших пожертвования.

— Мы работаем от Красного Креста, наш офис находится на Сумской, 25, — говорит представитель фонда Галина Мирошникова. — Работаем как волонтеры — бесплатно, в свободное от работы время. Нам оплачивают только проезд. Сейчас собираем деньги на лечение больного раком 4-летнего мальчика. В день удается собрать от 100 до 500 гривен.

Так как действия представителей благотворительных фондов не запрещены административным и уголовным кодексами (они нарушают только правила пользования метрополитеном), правоохранителям приходится ограничиваться увещеваниями.

Как сообщил заместитель командира батальона патрульной полиции по обслуживанию метрополитена Харькова подполковник Андрей Подвысоцкий, правоохранители проверяли законность функционирования «Фонда добрых людей» — проверка подтвердила, что фонд существует.

— Мы несколько раз направляли в фонд письма о том, что их представители нарушают правила пользования метрополитеном, но реакции не было. Закон они фактически не нарушают — люди сами дают им деньги.

Но не все «собиратели денег» законны. В прошлом году правоохранители задержали в метро мошенников, было возбуждено уголовное дело. По словам Андрея Подвысоцкого, аферисты в метро больше не появлялись.

Харьковчане ополчились на подозрительную колбасу


Во время рейда в переходе станции метро «Пролетарская» обнаружили незаконную торговлю колбасой, которая так не нравится харьковчанам. На лотке пылятся куски копченого сала, шматы зельца и корейки, кольца кровяной колбасы.

— Все документы — и разрешение на торговлю, и сертификат качества, и санитарная книжка у меня есть, но они у хозяина. Сейчас позвоню и он привезет, — говорит продавец, уверяя, что торгует в переходе подземки первый день.

На вопрос корреспондента «Вечернего Харькова» о происхождении колбас женщина не понимает, о чем идет речь, и тут же подставляет сама себя, нахваливая свой товар:

— Дать попробовать? У моей колбасы отличный вкус: она домашняя, ничем не хуже, чем в супермаркетах.

Колбасную торговлю сворачивают, и реализатор накрывает сало и кровянку грязным покрывалом.

— Сейчас пригласим понятых, оформим протокол, суд будет определять размер штрафа после оценки стоимости товара, — поясняет полицейский батальона патрульной службы Дмитрий Корольков. — Думаю, штраф будет немаленьким.

— Полторы тысячи! — подсказывает «неопытная» реализатор.

«Дебютантку» невольно выдают и ее постоянные покупатели.

— Когда мы с коллегами идем с работы, бывает, покупаем здесь колбасу — удобно, когда спешишь, — делится харьковчанка Людмила Алексеевна. — Конечно, мы боимся за ее качество, но продавец говорит, что продукция домашняя, к тому же цены дешевле, чем в магазинах.

Торговцы создают тесноту


И все же недовольных незаконной торговлей больше, чем защитников.

— Надеюсь, что это безобразие в подземном переходе прекратится, — возмущается харьковчанка Ольга Ростовская. — Здесь образовался стихийный рынок, где торгуют чем попало, начиная от нижнего белья и заканчивая фруктами, яйцами, пирожками, мясом и колбасами. Торгующие раскладывают свой товар при полной антисанитарии. Мясные продукты приносят в каких-то потрепанных сумках, раскладывает на засаленном полиэтилене и натирают палки колбасы пропитанной растительным маслом грязной тряпкой. Движение здесь оживленное, пыль с асфальта попадает на колбасы. Не представляю, как можно покупать эту сомнительного качества еду.
Харьковчанина Сергея Константиновича возмущает теснота в длинном переходе.

— Здесь всегда столпотворение людей, — присоединяется к разговору Сергей Константинович. — Неподалеку железнодорожный и автовокзал, и этим подземным переходом пользуются не только пассажиры метро, но и люди, которые идут на электрички и маршрутки в Донбасс — с чемоданами, тележками, детскими колясками. При этом из-за многочисленных реализаторов проход получается узким: с одной стороны стационарные торговые ларьки, с другой — стихийная торговля, плюс покупатели.

По словам Евгения Водовозова, такие рейды в метро станут регулярными.

— Если мы проведем рейд один раз и больше не появимся, это будет бессмысленно. Но если это будет целенаправленная работа, за месяц торговцы привыкнут, что этого делать нельзя. Они найдут другие места и способы продажи, но в переходах этого не будет, — уверен Евгений Водовозов.

— Думаю, до Нового года торговли со столов в переходах метрополитена уже не будет, — обещает директор КП «Подземный город» Александр Ганус.

Харьковчан просят не раздавать в вагонах метро свои кровные


По данным Андрея Подвысоцкого, в последние два года попрошаек и незаконно торгующих с лотков стало больше — их ряды пополнили переселенцы из Донбасса.

— Если мы выявляем подобные случаи, сразу сообщаем о них сотрудникам милиции и вместе с ними выдворяем нарушителей за пределы метро, поскольку это прямое нарушение правил пользования метрополитеном: попрошайки создают толкучку, а это небезопасно для пассажиров, — заверяет начальник Харьковского метрополитена Вячеслав Стаматин.

Бороться с попрошайками гораздо сложнее, чем с торгующими. По данным Андрея Подвысоцкого, в этом году на торгующих было составлено более 160 протоколов, а вот попрошаек наказать невозможно — в законе мера ответственности для них не прописана, они нарушают лишь правила пользования метрополитеном.

— У милиционера на станции метрополитена столько обязанностей, что он не может заниматься еще и попрошайками, — говорит подполковник. — Когда милиционер видит, что попрошайки выходят из вагонов, он их задерживает и проводит беседу, но они снова возвращаются.

Сотрудники метрополитена и правоохранители обращаются к харьковчанам с просьбой не давать в метро пожертвования, не покупать товары в вагонах. За неимением доходов торгующие сами уйдут из подземки.